UCL Holding богатейшего бизнесмена России Лисина ищет территорию под морской терминал на южном берегу Финского залива. Там же может оказаться транспортно-логистический центр из федерального проекта. Оба замысла связывает химера Георгия Полтавченко.

Международная транспортная группа UCL Holding Владимира Лисина (первое место согласно Forbes-2018) заказала проект обустройства территории под морской терминал на южном берегу Финского залива между Бронкой и Ломоносовым. Исполнитель контракта - специализирующееся на проектировании гидротехнических сооружений петербургское ЗАО "ГТ Морстрой". По данным 47news, речь идет о контейнерном терминале.

Руководитель пресс-службы UCL Holding Зарина Тотоонова попросила автора статьи прислать официальный запрос, сообщив, что "так проще будет организовать работу", а несколько дней спустя написала: "К сожалению, у нас пока нет фактуры для содержательного комментария". Директор проектного института ЗАО "ГТ Морстрой" Леонид Тозик от комментариев тоже отказался: "Надо спрашивать у заказчика. У нас подписан договор о неразглашении, поймите меня правильно. Не имею права".

Если все сложится, это будет четвертый морской терминал холдинга на берегах Финского залива. Впрочем, в бизнес-сообществе не исключают, что по результатам работы проектировщиков UCL Holding выберет и забронирует один или даже несколько участков, но не станет спешить со строительством.

UCL Holding (Universal Cargo Logistics Holding) позиционирует себя как международная транспортная группа, хотя в качестве активов называет исключительно российский бизнес: железнодорожный оператор АО "Первая Грузовая Компания", стивидорные компании АО "Морской порт Санкт-Петербург", ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", ООО "Универсальный перегрузочный комплекс", Туапсинский и Таганрогский морские порты, Волжское и Северо-Западное пароходства.

АО "Морской порт Санкт-Петербург" и ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" располагаются в Большом порту Санкт-Петербург. В 2018 году они перевалили 7,7 и 9,6 млн тонн грузов соответственно. ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" располагается в порту Усть-Луга, его результат по 2018 году — 5,4 млн тонн грузов.

На данный момент участок берега Финского залива между Бронкой и Ломоносовым кажется заколдованным. Весной 2018 года еще губернатор Петербурга Георгий Полтавченко публично предложил перенести туда портовые мощности из центральной части города. На идею в бизнес-сообществе ответили скепсисом – вложенные в город миллиарды тащить к Ломоносову желающих не нашлось. Впрочем, хладнокровные эксперты просили не спешить - история морских городов показывает, что именно так они и развиваются, просто не стоит воспринимать все буквально. Не обязательно "хватать и переносить", можно развивать порт на береговой линии Бронка-Ломоносов, и экономический центр тяжести портовых мощностей Петербурга постепенно сам переместится туда из тесного и плохо оснащенного транспортной инфраструктурой центра.

Правда, пока на такое никто не решился: в этой части южного побережья Финского залива есть только один терминал - "Порт Бронка", принадлежащий ООО "Феникс" бывшего руководителя Федеральной службы охраны Евгения Мурова и членов его семьи. Впрочем, ещё один претендент на это место все-таки имеется - это подведомственное Минтрансу федеральное казенное учреждение "Ространсмодернизация", исполняющее инициированный майскими указами президента федеральный проект "Транспортно-логистические центры".

Федеральный проект "Транспортно-логистические центры" включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Это произошло после подписания президентом России указа от 7 мая 2018 года, где поставлена задача создания сети узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров  для  повышения эффективности грузовой логистики, оптимизации товародвижения, увеличения объемов контейнерных перевозок и развития рынка услуг добавленной стоимости по обработке грузов.

Согласно проекту, должна быть построена сеть узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров (ТЛЦ) для обслуживания грузопотоков по железнодорожным транспортным коридорам "Запад-Восток" и "Север-Юг". Суммарная мощность центров – не менее 51,6 млн тонн грузов. Один из них должен располагаться в Северо-Западном федеральном округе в транспортной доступности от одного из портов Финского залива.

Решение о строительстве ТЛЦ в нашем регионе было официально заявлено в ноябре 2018 года на совещании в Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области (учреждена Минтрансом и правительствами обоих регионов). Чуть позже выяснилось, что существуют два возможных места расположения будущего ТЛЦ - вблизи Бронки в Ломоносовском районе Ленинградской области и в Шушарах Пушкинского района Петербурга. За первый вариант выступают представители областного и городского правительств - в Шушарах мало места, там неподходящая автодорожная инфраструктура и, что самое главное, далеко от порта. Возить грузы железной дорогой, перегружать их на автомобили и везти порт - так себе логистика. Но за размещение ТЛЦ в Шушарах убеждают "Российские железные дороги". Там у "РЖД" достаточно развитая инфраструктура, что позволяет надеяться вписаться в федеральный проект с минимальными потерями. Кроме того, появление в зоне Бронка-Ломоносов столь крупного логистического объекта возвращает РЖД к неприятному разговору о строительстве юго-западного транспортного обхода. Речь идет о железнодорожной ветке, которая должна убрать грузопотоки из Петербурга, напрямую соединив станции Мга и Бронка.

В последних числах марта в правительство Ленинградской области пришло письмо за подписью первого заместителя генерального директора "Ространсмодернизации" Дмитрия Карлика. Чиновник практически поставил точку в споре о месте расположения будущего Транспортно-логистического центра, написав:

"Основными функциями ТЛЦ в Санкт-Петербургском транспортном узле является обслуживание грузовых потоков [...] морских портов "Выборг, Высоцк, Приморск, Усть-Луга, Большой порт Санкт-Петербург), МАПП (Торфяновка, Брусничное, Светогорск, Вяртсиля), ЖДПП (Бусловская, Светогорск, Вяртсиля), Мурманск, Петрозаводск, а также дистрибуция грузов назначением в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, прибывающих регулярными интермодальными грузовыми поездами. В данном случае основным критерием выбора площадки для ТЛЦ [...] является [...] оптимальное расположение [...] с точки зрения плана формирования и общей схемы организации движения регулярных грузовых поездов, развития улично-дорожной сети и организации дорожного движения с учетом перспектив градостроительного развития".

Дмитрий Карлик пообещал, что прогнозирование перспективных грузопотоков для выбора площадки будущего ТЛЦ будет завершено к 30 июня 2019 года. Таким образом, стала известна дата исполнения первого этапа реализации в регионе федерального проекта "Транспортно-логистические центры".

И как только на береговой полосе между Бронкой и Ломоносовым появятся терминал UCL Holding и транспортно-логистический центр, раскритикованное заявление Георгия Полтавченко перестанет выглядеть фантазией.

Константин Шмелев
для 47news