"Друзья, эта информация поначалу звучит фантастично. Так решили и мы в минувшую субботу 19.01.2008, когда нам впервые сообщили о рекламном объявлении, опубликованном в газете «Реклама-Шанс» от 9 января, содержащем информацию о продаже «4 га на береговой линии озера Ястребиного в Приозерском районе» - письмо, начинающееся такими словами, было размещено сегодня в одном из сетевых дневников.


Более подробно о происходящем 47News сообщили представители инициативной группы «Защитим озеро Ястребиное» при Федерации альпинизма, скалолазания и ледолазания СПб. По их данным, к продаже предлагается берег на северо-восточной оконечности озера, в пределах особо охраняемой природной территории (в которую, собственно, входит все озеро), на самой границе со скальным массивом. Продает земельный участок на особо охраняемой заповедной территории агентство «Русский фонд недвижимости». Стоимость участка - 4 миллиона рублей, причем, по информации защитников озера, объявление о продаже появилось в интернете еще в сентябре 2007 года.


Представителю инициативной группы удалось связаться с агентом, занимающимся этой сделкой, который сообщил, что  владельцем выставленной на продажу земли исторически был некий фермер, после смерти которого его жена и дети решили продать участок под коттеджную застройку либо базу отдыха. Агент уточнил, что покойный фермер владел на берегу Ястребиного гораздо большим участком, однако в какой-то момент «решил передать часть земли государству, за что государство сняло с оставшихся 4 га обременения, которые накладывал режим ООПТ - особо охраняемой природной территории».  


Представители инициативной группы также сообщили, что им удалось получить в свое распоряжение кадастровые документы, которые, по их словам,очень похожи на настоящие. Согласно этим бумагам, кадастровый номер был присвоен не раньше 2004 года, а собственником земли значится некий Михаил Хатченко (судя по словам продавца - покойный). Выписка из книги кадастрового учета сделана в 2005 году, в связи с установлением права наследования. Категория земли, судя по выписке из кадастра – земли сельхозназначения, вид использования – крестьянское хозяйство. Якобы семья покойного Хатченко уже консультировалась с администрацией Приозерского района по вопросу возможности строительства здесь чего-то типа санатория, и администрация якобы дала добро. Между тем, по информации инициативной группы, Приозерский лесхоз уверен, что все 100% территории ООПТ «Озеро Ястребиное» находятся в собственности Лесного фонда РФ и передано под его, лесхоза, управление.  


Защитники Ястребиного предполагают, что вся ситуация может оказаться аферой, а документы - поддельными, однако не исключен и другой вариант - что все это произошло в результате несогласованных действий чиновников различных хозяйств и ведомств. В частности, есть предположение, что земли Михаила Хатченко - это выделенный совхозный пай. Защитникам Ястребиного удалось выяснить, что земля М.Хатченко фигурирует уже в областном законе ОТ 01.09.2004 N 50-ОЗ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Приозерский муниципальный район и муниципальные образования в его составе" (принят ЗС ЛО 24.08.2004). Там указаны границы Выборгского МО, которые проходят в том числе "до  границы крестьянского хозяйства Хатченко М.П.; далее на север  по  западным границам  крестьянского хозяйства Хатченко  М.П.  до  земель  фонда   перераспределения  (бывшие земли совхоза  "Мельниково")". "Есть надежда, что землемеры при выделении паев «накосячили», и нам удастся это доказать – возможно, в суде. Но согласитесь, все это более чем тревожно", - отмечают представители инициативной группы.


Федерация альпинизма намерена направить запросы в Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды ЛО и попытается приостановить сделку до выяснения «чистоты» документов.


Вновь возникшую тревожную ситуацию вокруг Ястребиного уже активно обсуждают в блогосфере.


Напомним, что уникальный природный памятник - Ястребиное озеро - находится на границе Карелии и Ленинградской области и юридически относится к территории последней. В 1964г. озеру присвоен статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) с комплексным профилем.


В прошлом году Ястребиное уже оказывалось в центре скандала: вокруг озера открыли несколько гранитных месторождений и Карельское региональное министерство промышленности и природных ресурсов разрешило разработку месторождений природного камня в непосредственной близости от озера. Экологи забили тревогу - по их мнению, если решение о разработке карьеров не будет отменено, это нанесет непоправимый вред озеру и фактически приведет к исчезновению памятника природы.


В поддержку Ястребиного была организована инициативная группа, проводились акции протеста, ситуация была доведена до сведения чиновников обоих регионов - Карелии и Ленобласти. Казалось, ситуация пришла к благополучному разрешению: в июне прошлого года власти Карелии остановили разработку месторождения, а компания, планировавшая разработку карьеров, решением министерства промышленности и природных ресурсов лишилась лицензии. Впоследствии глава Карелии Сергей Катанандов подписал распоряжение Правительства Республики о резервировании 10-километровой зоны от границы с Ленинградской областью на территории Лахденпохского района для создания особо охраняемых природных территорий.

Также планировалось наложить мораторий на разработку карьеров в этом районе, а с Ленинградской областью подписать двустороннее соглашение, которое предусматривает запрет на разработки в 10-километровой зоне от границы области. Таким образом, озеро хотели защитить и со стороны Ленинградской области и со стороны Карелии.


Однако в конце прошлого года ситуация вновь начала вызывать тревогу у экологов - по их мнению, несмотря на принятые меры, угроза уникальной природной системе Приладожья сохраняется.


P.S. Повод для беспокойства есть, но закон превыше


«В соответствии с кадастровым планом участка, это - низкая заболоченная территория. Остается только удивляться, подо что ее вообще выдавали», - рассказал корреспонденту «47News» Александр Лисицын, директор ленинградского областного государственного учреждения управления по природным комплексам и объектам ленинградской области. «Вероятно, она годна только под покос. По документам назначение этих земель сугубо сельскохозяйственное, поэтому получить разрешение на масштабное строительство на этом месте, на сегодняшний день, вряд ли возможно. Максимум, что там можно организовать — это стойла для коров и домик для сторожа. И все это надо предварительно согласовывать. А к нам никаких заявок на подобное согласование пока не поступало. Люди, тем не менее, могут, не разобравшись, купить этот участок, а потом выяснят, что строить там ничего нельзя».


«Из документов, которые у меня сейчас есть на руках, это в установленном законом порядке зарегистрированный земельный участок. Он находится на территории Приозерского района и зарегистрирован в приозерской земельной кадастровой палате под номером 45/05 от 08.06.2005. Из этого документа следует, что земельный участок перешел в порядке наследования к Хатченко Михаилу Петровичу. Назначение земли — сельскохозяйственное, а это накладывает определенные обременения. Поскольку по кадастровому плану этот участок находится в прибрежной полосе и в водоохранной зоне озера Ястребиное, то на него накладываются дополнительные ограничения, связанные с использованием водоохранных зон. Это означает, что там нельзя пахать, сеять, применять ядохимикаты», дополняет Александр Лисицын.


«Владелец, Хатченко Михаил, вправе продать участок, но это не меняет статуса земли и не отменяет ограничения. Выходит, что на этой земле нельзя построить никакой дом отдыха. Здесь можно только пасти коров. При попытке построить что-то существенное, новый владелец узнает, что эта земля изначально предоставлялась под пастбище и сенокос. Конечно, хитрые продавцы могут вводить в заблуждение тех, кто мало знаком с земельным законодательством и пытаться как-то манипулировать участком. Однако, если там начнется строительство, то есть земля будет использоваться не по назначению, у нового владельца земли сразу возникнут проблемы», говорит специалист.


«Кроме того, и по этому поводу я буду сейчас писать обращение в приозерскую палату, в связи с тем, что эти земли, находясь на территории заказника, почему-то не отмечены, как земли особо охраняемых природных территорий. Как только это будет признано, у владельца возникнут новые ограничения, связанные с режимом охраны. Это значит, что он будет обязан соблюдать положение об охране заказника, по которому запрещены любые ландшафтные работы», подводит итог Александр Лисицын.


Татьяна Маринкина