Из "Ъ" уволили журналиста, критиковавшую временного губернатора Петербурга. В тот же день Владимир Путин намекнул, что команда его города недостаточно крепка. Вот такие впереди выборы.
Петербургское медиапространство всколыхнула новость об увольнении журналистки газеты "КоммерсантЪ" Марии Карпенко. На своей странице в Facebook во вторник, 19 марта, она рассказала, что руководитель издательского дома "Ъ" Владимир Желонкин сообщил ей о противоречиях между редакционной политикой издания и телеграм-канала "Ротонда".
Канал на протяжении трёх лет рассказывает о жизни Смольного и парламента, в основном — из кулуаров. В последние полгода одним из объектов для обсуждения, по понятным причинам, стала вице-губернатор по внутренней политике Петербурга Любовь Совершаева. Досталось недавно и её товарищу по Ленобласти Сергею Перминову, которого заочно обвинили в захвате всех трёх правительственных СМИ региона — "Онлайн47", "Общей газеты" и телеканала "ЛОТ".
По мнению самой Карпенко, инициатива столь резкого расставания исходила от сотрудников администрации президента и Смольного, откуда уже доносилась информация о недовольстве её публикациями по выборам врио Беглова. Желонкин весь день комментировал СМИ эту ситуацию, вынужденно излагая примерно одну и ту же мысль. Свелась она к тому, что в "Ъ" появились правила, запрещающие сотрудникам вести каналы в Telegram.
На событие, если верить агрегатору новостей, отреагировали три десятка СМИ. Причём в основном федерального уровня. Впрочем, в тех же телеграм-каналах, как следует из блиц-исследования наших коллег с "Фонтанки", обсуждение идёт активно настолько, что его уже признали главным событием. В ходу шутки вроде "Кремль специально снял Назарбаева, чтобы снизить резонанс вокруг увольнения Карпенко".
Оперативно позлорадствовал и Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. ФБК дал ролик, где, описав кратко суть, напомнил о конфликте своего главного идеолога с владельцем издательского холдинга "Ъ" Алишером Усмановым. Но тогда репортёры, напоминает ФБК, не особо вступали на сторону борцов с коррупцией.
Вторым автором "Ротонды" является наша коллега, журналист "Фонтанки" Ксения Клочкова. Главный редактор издания Александр Горшков на очевидный вопрос дал ответ: "Даже если бы у меня и были такие планы, то теперь придется с ними повременить. Я ведь не могу уволить Ксению только для того, чтобы солидаризироваться с "Коммерсантом".
Проблема давления на журналистику в нашей стране не нова, но, пожалуй, впервые столь крупное столкновение с элитой произошло именно из-за телеграм-канала. Да еще в издании, исторически зарекомендовавшем себя объективным. Сам по себе формат, напоминающий советские кухни, породила тоже власть, доведя градус цензуры до абсурдного. В этот мессенджер течет определённый пласт информации, вычерпнуть её оттуда уже нельзя, но гонения уже начались - и притом гласные.
Впрочем, в этой ситуации больше обращает на себя период. Полгода осталось до выборов губернатора Санкт-Петербурга. Вряд ли у кого-то есть сомнения, что Кремль поставит на Александра Беглова. Но всё же формальности будут соблюдены только в мае-июне, после объявления старта избирательной кампании. И, по сути, если предпринимать какие-то шаги по спасению себя - то именно сегодня. Ведь остаётся шанс, что через пару месяцев будет неактуально.
Как мы уже рассказывали, все внешние признаки указывают на то, что Кремль изначально не верил в победу Александра Беглова. В качестве серьёзного помощника возле него уже в ноябре и появилась Любовь Совершаева. Кстати, сама она на эту роль не рвалась, да и наверняка с удовольствием оставалась бы в тени. И, если смотреть на картинку, создаваемую государственными каналами и газетами, выйдет, что герой на сцене один. А вот если вникать в те же околовластные каналы, порой будет казаться, что их двое, а иногда мерещиться, что одна.
Удивительно, но из полудесятка опрошенных 47news политтехнологов и реально имеющих отношение к власти, ни один не согласился вслух комментировать происходящее. Лишь директор Института современного регионального развития Дмитрий Солонников заметил, что происходящее нельзя рассматривать иначе, как внутрикорпоративный конфликт.
Вряд ли стоит предполагать, что руководство серьёзного холдинга "Ъ" станет переживать за судьбу петербургской повестки. И весьма очевидно, что принимать решение, кому и что делать, в этом случае могут лишь несколько человек в стране.
Оттого чётко можно понять, что сигнал сегодня дан далеко не журналистам. Когда грозные силы, которых хватает на усмирение целых стран, вынуждены участвовать в решении мелких кадровых вопросов региональной власти, напрашивается мысль, какие вообще вопросы могут быть в её компетенции. А уж о вере в самостоятельную победу, похоже, и речи не идёт.
Кстати, во вторник же Владимир Путин на встрече с финалистами конкурса "Лидеры России" после разговора с председателем комитета по молодёжной политике Юлией Аблец произнёс загадочную фразу: "В Петербурге надо укреплять команду. Особенно это стало ясно после уходящей зимы".
Штамп "беспомощные" поставлен, согласитесь.
Юлия Гильмшина,
47news