Бастующие рабочие завода Ford лишили машины компании топового места на рынке. На волне профсоюзных проблем на петербургском заводе, лидером продаж в России стала марка Chevrolet.


Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала вчера итоги продаж иномарок в 2007 г. Всего, по подсчетам АЕБ, в России было продано 1,65 млн автомобилей иностранных марок (с учетом собранных в России) – на 626 001, или 61%, больше, чем годом ранее. Об этом пишет сегодня газета ««Ведомости»».


Но рост рынка замедляется: в 2006 г. россияне купили на 65% больше, чем в 2005 г. Часть экспертов считает, что это естественный процес – рынок постепенно насыщается, и темпы продаж стабилизируются. Другие эксперты полагают, что замедление роста продаж связано с логистическими проблемами. Если бы до покупателей доехали все заказанные в этом году автомобили, рост мог бы быть даже больше 65%.


Сменился и лидер продаж. По данным АЕБ, 1-е место, продав 190 553 автомобиля (включая Chevrolet Niva), заняла марка Chevrolet. По итогам 2006 г. Chevrolet отставала от Ford на 4527 автомобилей. Chevrolet Lanos по итогам 2007 г. впервые вошел в тройку самых продаваемых иномарок (57 902 автомобиля, +56%), а Chevrolet Aveo (26 265, +184%) и Lacetti (40 627, +151%) вошли в пятерку моделей, продажи которых растут быстрее всего. Chevrolet впервые вышла на 1-е место по продажам в России.


В Ford «не ставили себе целью занять то или иное место в турнирной таблице», цитирует газета менеджера по связям с общественностью Ford в России Екатерину Кулиненко. «Свой план продаж Ford выполнила», – подчеркивает она. В 2007 г. Ford увеличила продажи на 52%, а годом раньше – на 92%. В декабре 2007 г. продажи Ford оказались на 2% меньше, чем в декабре прошлого года, хотя у всех марок, входящих в десятку лидеров продаж, рост в последнем месяце исчисляется двузначными цифрами.


Топ-менеджер крупного дилера Ford, попросивший об анонимности, объясняет замедление «исключительно» забастовкой сотрудников российского завода компании. В июле профсоюз работников завода Ford во Всеволожске потребовал 30%-ного повышения зарплаты, результаты переговоров забастовщиков не устроили, и в ноябре – декабре производство частично останавливалось. «Из-за забастовки было задержано производство автомобилей, которые мы рассчитывали поставить клиентам в 2007 г.», – признает Кулиненко. Но частично это может быть компенсировано в 2008 г.: по словам Кулиненко, хотя Ford во время забастовки привозила автомобили из Европы, «многие клиенты предпочли дождаться своих уже заказанных машин».