170 млрд годового оборота экспорта угля через российские порты Балтийского моря контролируют оффшоры. В 2018 году они заработали около 34 млрд. Цифра может дорасти до 70. Эксперты констатируют угольный бум: скоро через Петербург пойдет по составу каждые 10 минут.

В портах российской акватории Балтийского моря в 2018 году перевалено около 40 млн тонн угля - примерно 16% всего грузооборота отечественных морских портов Балтийского бассейна и около 25% угля, переваленного в прошлом году во всех портах России.

Приблизительно 30 млн тонн угля – через порт Усть-Луга, под 8 млн тонн - в порту Высоцк, 1,3 млн тонн - в порту Выборг и 1,2 млн тонн - в порту Калининград. Таковы данные Администрации морских портов Балтийского моря.

По сравнению с 2017 годом порт Усть-Луга снизил объемы перевалки угля на 6%, остальные балтийские порты их существенно увеличили: порт Высоцк на 10,7%, порт Выборг на рекордные 75%, порт Калининград - на 28%.

Падение объема перевалки угля в Усть-Луге эксперты связывают с активным техническим переоснащением профильных терминалов, что, соответственно, временно снизило их производительность. Прежде всего, это касается крупнейшего угольного терминала порта - АО "Ростерминалуголь".

В целом балтийские порты нашего региона  в 2018 году совершили заметный скачок в угольном секторе.

Распределение рынка перевалки угля среди российских портов Балтийского моря за 2018 год:

coal_pic_1.jpg

Порт Усть-Луга

Самый большой объем перевалки угля на российском Северо-Западе приходится на порт Усть-Луга, где сегодня занимаются этим бизнесом 4 компании: АО "Ростерминалуголь" (19,9 млн тонн в 2018 году), ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" (5,4 млн тонн в 2018 году), ООО "Новые коммунальные технологии" (4 млн тонн в 2018 году) и ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал".

В прошлом году объем экспорта угля в порту по сравнению с 2017-м сократили: "Ростерминалуголь" - на 20%, "Универсальный перегрузочный комплекс" на 3%.

"Новые коммунальные технологии" ранее этим направлением не занимались, "Усть-Лужский контейнерный терминал" начал перевалку угля только в декабре 2018 года, но его мощности позволяют обрабатывать до 1 млн тонн в год. Впрочем, реконструкция "Ростерминалугля" завершена, поэтому ничто не мешает ему вернуться в этом году к показателям 2017 года - 25 млн тонн.

Распределение рынка перевалки угля среди компаний в порту Усть-Луга за 2018 год:

coal_pic_2.jpg

По данным "СПАРК-Интерфакс", актуализированным 31 января 2019 года, АО "Ростерминалуголь" принадлежит зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании "Нортвест Стивидоринг Лимитед" (61,97%) и еще трем компаниям, две из которых зарегистрированы на Кипре, одна в Ленинградской области. Это: Darthern Holdings Ltd (19,51%), Eldons Enterprises Ltd (8,37%) и ООО "Транснефть - Порт Приморск" (1,97%).

Обе кипрские компании "СПАРК-Интерфакс" считает с августа прошлого года недействующими. В любом случае основным владельцем самого крупного на Северо-Западе морского терминала по перевалке угля является британский оффшор с непонятным хозяином. Такова формальная сторона вопроса. Она принципиальным образом отличается от медийной.

На сайте московского ООО "Управляющая портовая компания" (позиционирует себя как крупнейший угольный портовый холдинг, на 100% принадлежит бизнесмену Карену Мартиросяну) написано, что АО "Ростерминалуголь" - один из двух портовых активов, которыми она управляет. Второй актив - АО "Восточный порт", переваливающий уголь в бухте Врангеля Приморского края. Если верить сайту УПК, то усть-лужский "Ростерминалуголь" контролирует Карен Мартиросян.

Об этом нигде не сказано прямо, но уместно предположить, что "Ростерминалуголь" принадлежит бенефициарам виргинского и кипрских оффшоров, а управляется компанией Мартиросяна.

coal_pic_3.jpg

ООО "Универсальный перегрузочный комплекс", по данным "СПАРК-Интерфакс", принадлежит зарегистрированному в Нидерландах UCL Holding, которым, по данным того же "СПАРКа", владеет кипрская компания Fletcher Group Holdings Ltd. Она может считаться бенефициаром "Универсального перегрузочного комплекса", но фактически "Универсальный перегрузочный комплекс" принято считать одним из активов UCL Holding (Universal Cargo Logistics Holding).

Компания позиционирует себя как международная транспортная группа, но в качестве активов называет только российский бизнес - частный железнодорожный оператор АО "Первая Грузовая Компания", стивидорные компании АО "Морской порт Санкт-Петербург", ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", ООО "Универсальный перегрузочный комплекс", Туапсинский и Таганрогский морские порты, Волжское и Северо-Западное пароходства.

СМИ причисляют UCL Holding к бизнес-конструкции Владимира Лисина. Формально владельцем "Универсального перегрузочного комплекса" можно называть кипрскую Fletcher Group Holdings Ltd, но устоявшееся медийное мнение позиционирует его как один из активов Лисина. Кстати, СМИ пишут, что Fletcher Group Holdings Ltd принадлежит также ему.

ООО "Новые коммунальные технологии" на данный момент владеет терминалом "Юг-2", где и осуществляется перевалка угля. Соучредители ООО: Илья Трабер (45%), Ольга Брагина (25%), Артем Бегун (7.5%), Владимир Даниленко (7.5%), Рамис Дебердеев (7.5%) и Сергей Пупко (7.5%). Фактически это окружение Трабера.

Данный актив можно считать не совсем стабильным по структуре собственников. Контроля над ним активно добивается, в частности, бизнесмен Константин Гончаров, чья холдинговая компания "Новотранс" в конце прошлого года выкупила 76,55% акций ОАО "Транспортно-логистический комплекс" - бывшего владельца "Юга-2". Сведения о других владельцах "ТЛК" не раскрываются.

Кроме "Новотранса" на терминал претендуют кемеровское ООО "Капитал М" и кипрская инвестиционная компания ACG Finance Limited. Этот конфликт сейчас в активной стадии, но пока ни одна из сторон не одержала финальную победу, основным владельцем "Юга-2" можно считать того же Трабера. Контролируемые им же компании на данный момент управляют этим активом.

Владельцами ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" "СПАРК-Интерфакс" со ссылкой на данные Росстата от 14 января 2019 года называет кипрскую Belvo Estаblishment Ltd (64,12%), немецкую Eurogate International GmbH (17,94%) и московское ООО "ЦДФ" (17,94%). Последнее через ООО "Профактив" полностью принадлежит бизнесмену Олегу Зайцеву.

Управляющей компанией "Усть-Лужского контейнерного терминала" является международный стивидорный холдинг Global Ports. По данным информационно-аналитического агентства "ПортНьюс", Global Ports осуществляет управление пятью контейнерными терминалами в России ("Петролеспорт", "Первый контейнерный терминал", "Усть-Лужский контейнерный терминал"  и "Моби Дик" на Балтике, "Восточная стивидорная компания" на Дальнем Востоке) и двумя контейнерными терминалами в Финляндии  (терминалы "Мулти-Линк" в Хельсинки и Котке). Группа Global Ports также владеет внутренним контейнерным терминалом "Логистический парк "Янино", который расположен под Санкт-Петербургом, и 50% в крупном нефтепродуктовом терминале Vopak E.O.S. в Эстонии.

Порт Высоцк

В порту Высоцк перевалкой угля занимается лишь одна стивидорная компания - имеющее областную прописку ООО "Порт Высоцкий". В 2018 году она обработала 7,9 млн тонн, что на 10,7% больше, чем в 2017 году. В этом году планируется перевалить на 10% угля больше - 8,2 млн тонн, о чем заявлено на официальном сайте.

По данным "СПАРК-Интерфакс", ООО "Порт Высоцкий" на 100% принадлежит кипрской компании Sibenco Holding Ltd. Бенефициары оффшора не разглашаются, но в прошлом году СМИ писали о приобретении 50% "Порта Высоцкий" казахским миллиардером Тимуром Кулибаевым. Уместно предположить, что ему как раз и принадлежит половина Sibenco Holding Ltd.

Порт Выборг

Единственным стивидором порта Выборг является зарегистрированное в Петербурге ООО "Порт Логистик". В 2018 году там было перевалено 1,3 млн тонн угля, что на 75% больше объемов перевалки 2017 года. Эти данные требуют уточнения: в конце прошлого года ООО стало владельцем инфраструктурных объектов порта, которые ранее принадлежали обанкротившемуся ООО "Портовое оборудование". Именно так "Порт Логистик" стал единственным стивидором порта Выборг, что, впрочем, не меняет сути: в 2018 году этот порт в целом сделал самый крупный в регионе прорыв в увеличении угольного экспорта.

ООО "Порт Логистик" на 100% принадлежит петербургскому же ООО "Порт Выборг". Основные владельцы последнего - три малоизвестные дамы (40/40/20%). Их можно считать хозяйками самого маленького на российском побережье Финского залива морского угольного терминала.

Порт Калининград

В порту Калининград перевалкой угля в 2018 году занимались три компании с примерно схожей производительностью: АО "Калининградский морской торговый порт", АО "Новобалт Терминал" и "Калининградский морской рыбный порт". Последний является филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы".

На своем сайте АО "Калининградский морской торговый порт" раскрывает информацию о трех акционерах. Все они частные лица: москвич Сергей Овсянников (43%), индивидуальный предприниматель из Калининграда Вадим Муравьев (28,5%) и генеральный директор компании Владислав Дорофеев (10,5%).

"СПАРК-Интерфакс" видит единственного владельца АО "Новобалт Терминал" - германскую компанию "Петро Карбо Хем ГмбХ". Бенефициар непонятен.

В 2018 году в российской акватории Балтийского моря больше всего угля перевалила кипрская "Нортвест Стивидоринг Лимитед" (основной владелец АО "Ростерминалуголь"), на втором месте Sibenco Holding Ltd (владелец ООО "Порт Высоцкий"), на третьем Fletcher Group Holdings Ltd (бенефициар ООО "Универсальный перегрузочный комплекс"):

coal_pic_4_2.jpg

Видим, что в 2018 году почти 85% переваленного в российских портах Балтики угля обработали иностранные компании с туманными бенефициарами. С точки зрения финансового оборота, это примерно 170 млрд рублей - 1 тонна угля в среднем стоит около 5000 рублей, а 85% от переваленных в прошлом году в российских портах Балтийского моря почти 40 млн тонн составляет примерно 34 млн тонн. Общий финансовый оборот этого сектора бизнеса можно оценить в 200 млрд рублей в год.

Масштаб прибыли этих структур 47news пояснил директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин:

- Стоимость перевалки угля чаще всего узнать практически невозможно. Крупные терминалы принадлежат грузовладельцам, и они фактически не объявляют свои внутренние цены. В условиях дефицита мощностей перевалка 1 тонны угля на Балтике может стоить до 14-15 долларов за тонну, а может и дороже. В более спокойные периоды на специализированном терминале стоимость может быть существенно ниже 10 долларов, а может опускаться и до 4-5. Но сейчас в наших портах, как и во всей стране, угольный бум. Уголь лезет из каждой щели, все объявляют о новых проектах.

Если считать, что перевалка 1 тонны угля стоит 14 долларов, то суммарный заработок региональных стивидоров за перевалку угля в балтийских портах за 2018 год можно оценить почти в 40 млрд рублей. Примерно 34 млрд из них заработали иностранные компании.

Перспектива

В конце 2018 года стало известно о начале реализации еще одного угольного проекта в Ленобласти - строительстве терминала по перевалке угля в порту Высоцк. Это весьма масштабный проект - начальные инвестиции в него оцениваются в 15 млрд рублей, под сам терминал предполагается выделение 70 гектаров земли в непосредственной близости от нефтеналивного терминала АО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II". Мощность будущего терминала называется 15 млн тонн угля в год, что сделает Высоцк вторым после Усть-Луги угольным портом Северо-Запада. Пуск первой очереди терминала заявлен на 2021 год.

Угольный терминал в порту Высоцк собирается строить зарегистрированное в Ленинградской области ООО "Сухогрузный перевалочный комплекс Высоцк". По данным "СПАРКа", компания на 100% принадлежит московскому бизнесмену Евгению Коневу. Но в конце января 2019 года глава "Лукойла" Вагит Алекперов на переговорах с Александром Дрозденко обозначил данный проект как проект "Лукойла".

Второй пафосный портовый проект на российском побережье Балтики - строительство многопрофильного морского комплекса в порту Приморск. Комплекс предполагается разместить на 720 гектарах, 27 из которых будут искусственными намывными территориями. Заявленная мощность комплекса 60 млн тонн грузов в год, 25 млн тонн из которых - перевалка угля.

Проект реализует ООО "Приморский универсально-перегрузочный комплекс". Компания зарегистрирована в Ленинградской области и принадлежит 5-ти физическим лицам, самый известный из которых петербургский миллиардер Илья Трабер (26%); Рамис Дебердеев (26%), Артем Бегун (16%), Владимир Даниленко (16%), Сергей Пупко (16%).

Интересен тем, что о планах по перевалке угля в нем стало известно совсем недавно. Областной вице-губернатор Дмитрий Ялов заявил об этом на встрече с журналистами в начале февраля 2019 года. К этому времени соответствующая информация появилась и на сайте компании. Проект "Приморского УПК" Ялов назвал самым перспективным из тех, что представлены 14-15 февраля 2019 года на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Речь идет об инвестициях в 90 млрд рублей. Представители компании обещают реализовать планы к 2022 году.

После полноценного пуска терминалов "СПК-Высоцк" и "Приморского УПК" объем перевалки угля в российских портах Балтийского моря увеличится в 2 раза - с 40 млн тонн в 2018 году примерно до 85-ти. Распределение этого сектора рынка на основании имеющихся на сегодняшний день данных можно предполагать таким:

coal_pic_5.jpg

Если не про бизнес, то рядом с замыслами имеется и социальная составляющая.

- Меня, -  рассказывает 47news  директор аналитического центра "Дорн" Андрей Карпов,- в прагматическом плане волнует вопрос - а как такие объемы угля будут завозиться в эти порты? Понятно, что по железной дороге. Взять хотя бы северный берег Финского залива - порты Выборг, Высоцк, Приморск. Перспективы: плюс 15 млн тонн угля в год в Высоцке и плюс 25 млн тонн в Приморске. Кроме того, что мне жалко жителей Высоцка и Приморска, это вообще-то плюс 40 млн тонн только угля, который попрет, как минимум, через Ржевку-Пороховые, вдоль проспекта Руставели, через Ручьи, ну и дальше через Орехово-Сосново-Лосево-Каменногорск. Плюс еще 35 млн тонн других грузов (в основном по железной дороге) в адрес Приморска. Итого 40 млн тонн угля плюс 35 млн тонн не угля - 75 млн тонн. Это, грубо говоря, 75 пар поездов в сутки - 150 составов в обоих направлениях. Делим на 24 часа в сутках, получаем более шести составов в час. К тому, что есть сейчас, это плюс один громыхающий состав каждые 10 минут круглые сутки в непосредственной близости от жилых кварталов.

 

Константин Шмелев для 47news