Наступает один из самых светлых и красивых дней в году - Рождество Христово. 47News поздравляет читателей с этим тихим семейным праздником и желает им здоровья, счастья, успехов!


Накануне праздника патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй обратился к россиянам с Рождественским посланием. Он призвал жителей нашей страны к единству как верному пути, ведущему к возрождению России. "Церковь, пребывающая со своим народом в радостях и горестях, неизменно напоминает людям: лишь единство сделает нас сильными, свободными, способными преобразить мир. Соборное единство народа, от которого не могут отделить себя ни Церковь, ни светская власть, становится для нашего общества основой добрых дел. И мы молимся об этом единстве, стараясь укреплять его", - сказал в своей речи патриарх.


В послании отмечается, что наступивший год в Отечестве объявлен Годом семьи. По мнению предстоятеля, все общество, особенно молодежь, "должно заново открыть для себя вечную истину: там, где нет любви, взаимной ответственности, там нет ни счастья, ни полноты бытия. Разводы, аборты, стремление к наживе и бесконечным удовольствиям, забвение собственных детей, которые так часто оказываются лишенными родительской ласки и воспитания, - все это превращает жизнь отдельного человека и целого народа в безрадостное существование, исполненное укоров совести. Если же в семьях воцарятся любовь, вера, радость взаимной отдачи и поддержки друг друга, то нас будет окружать гораздо больше счастливых лиц. Изменится к лучшему и судьба наших народов".


Он также перечислил некоторые достижения РПЦ за минувший год. В частности, патриарх отметил, что "в праздник Вознесения Господня была восстановлена полнота единства Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью".


Вместе с 27 тысячами приходов Русской Православной Церкви Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православная Церкви, а также афонские монастыри, многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов, сообщает РИА "Новости".  


На Руси традиция празднования Рождества появилась в X веке, после принятия христианства. Христианские праздники тесно переплетались с языческими, и Рождество не стало исключением, впитав в себя традиции зимнего древнеславянского праздника в честь духов-предков.


Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней. Это произошло из-за путаницы календарей: в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским. Когда в начале ХХ века советские власти ввели григорианский календарь и в России, церковь такого решения не одобрила.


Рожеству предшествует Сочельник. По монастырскому уставу в этот день полагалось на трапезе вкушать только сочиво - вареную пшеницу (или рис) с медом. От этого блюда и происходит название праздника. Пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды. Как только звезда появлялась на небе, ужинали сочивом.


Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствовали две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм.


В рождественский вечер было принято разжигать костры. Эта традиция у славян, как и у других народов, связывалась с представлениями о возрождении Солнца, начале нового солнечного года, победе света над тьмой, и с культом усопших предков.


Сами крестьяне объяснили этот обычай так: «На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреться, и что от этого огня пшеница народится ярая». Среди каждого двора клался воз соломы, которая после службы в церкви поджигалась. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы». При этом обряде "возжигания" огня все старались оставаться безмолвными.


Очень большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу при этом убирали с особой тщательностью, стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании. На Рождество в России было издавна принято устраивать праздничный стол, на котором должно быть непременно 12 блюд.


Во время Святок мясо, по правилам православной церкви, можно есть каждый день. Праздничное меню всегда было обильно и разнообразно. Обязательными блюдами были: сочиво, кутья, блины, студень, заливная рыба, окорок, буженина, бараний бок с кашей, домашняя колбаса, жареный поросенок, поросенок, фаршированный гречневой кашей, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, пироги и пряники.


С Рождества начинаются Святки - праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника. На Святки в России испокон веков было принято рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить, петь песни. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.


До нас дошло великое множество праздничных песен-колядок. В их сюжетах отражается вся многовековая история этого праздника. Одни воспевают солнце, месяц. Другие величают хозяина и его семью, обещают ему безбедную жизнь. Третьи рассказывают о рождении Младенца Христа, о крещении и повитии его Пресвятой Девой, о волхвах, об Ироде, о святом Василии. Четвертые славят известных князей и народных героев... Но все они объединены одной целью: обрадовать всех жителей деревни вместе и каждого хозяина в отдельности, напомнить всем им о великом празднике и вселить надежду на лучшее будущее.


На второй день Рождества, 8 января по новому стилю, или 26 декабря - по старому, празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей".


По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных.


Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством, царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.


Православная и некоторые древние христианские общины сохранили свои традиции встречи светлого праздника, напоминает РИА "Новости".


Например, братская Армянская апостольская церковь празднует Рождество и Крещение Христово в один и тот же день - 6 января по новому стилю. Традиционно в этот день в семьях на стол подаются рисовый плов с изюмом, рыба и красное вино. В Эчмиадзине, где находится старейший армянский храм, проходит главная рождественская служба, содержание и каноны которой не меняются с момента основания святыни - более 1.700 лет назад.


Рождество Христово в Сербии или "Божич" - прежде всего праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Не случайно цикл рождественских событий начинается с трех воскресных дней, предшествующих главному моменту: День ребенка ("Детенце"), День матери ("Материце"), День отца ("Оци").


Непременный атрибут каждого эпизода - бадняк - полено срубленного молодого дуба, которое обязана иметь в своем доме каждая сербская семья. По традиции полено должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней. "Сербии суждено было стать Востоком на Западе и Западом на Востоке", - говорят жители страны, отмечая Рождество именно 7 января.


Копты-христиане, которых в Египте насчитывается более 8 миллионов, встречают Рождество в многочисленных храмах и церквах, разбросанных по всей стране. Только в Каире насчитывается 163 коптские церкви. Пять лет назад президент Египта Хосни Мубарак объявил 7 января государственным праздником и официальным выходным. Теперь ежегодно он направляет специальное рождественское послание главе коптской церкви.


В Грузии на Рождество верующие совершают крестный ход "Алило" в соответствии с традицией, имеющей многовековую историю. Главными действующими лицами праздничного шествия являются "несущие благую весть". Они одеты в белые одежды и песнопениями оповещают всех прохожих о рождении Спасителя.