"Я знаю, как накрыть стол у пиратов в гостях": к приходу в Петербург судна, откуда недавно похитили шестерых россиян, моряк из Новороссийска передает личный опыт африканского плена.

В Петербург вернулся контейнеровоз без шести моряков, захваченных в водах Гвинейского залива. 47news разобрал, чего ждать, какого оружия бояться и как накрыть стол в африканском плену. Объяснял Виктор Апсаликов - моряк, попавший туда в эпоху, когда интернет был еще совсем маленьким.

- Чем вооружены гвинейские пираты? – спросил журналист 47news у собеседника, просидевшего в их плену больше месяца.

- Тогда мы увидели примерно 15 человек, вооруженных кто чем - дробовики, ржавые револьверы, у одного была привязана к спусковому курку веревочка, за которую он его взводил. В общем-то, стрелять это может. Вот и стреляли.

Днем 23 января в порт Петербурга вошел атакованный пиратами в Гвинейском заливе контейнеровоз MSC Mandy. С его борта 2 января похитили шестерых. 17 января стало известно, что переговоры о выкупе с компанией-судовладельцем начались 8 января. 47news ранее уже обсудил механику выкупа и повадки пиратов с военным экспертом Борисом Подопригорой. Сегодня редакция передает нигерийский опыт новороссийского моряка Виктора Апсаликова. В 1999 году его также пленили в тех водах, когда он ходил мотористом на судне Kilchem Oceania.

Foto 027.jpg Виктор Апсаликов на Kilchem Oceania

- Как вы попали к пиратам 20 лет назад, и как происходил захват?

- Мы бункеровали в Гвинейском заливе мелкие суда. К нам успели подойти несколько буксиров. У нас был груз дизельного топлива на небольшом танкере, водоизмещение где-то семь тысяч тонн. Рано утром точка встречи для бункеровки оказалась слишком близко к берегу, так что нас было видно. Этого нельзя было делать категорически, потому что местная братва наблюдала за всем с берега. Увидели - и рано утром догнали корабль. Плюс ко всему мы поздно сыграли тревогу. Может, приняли пиратов за рыбаков. Их лодка подошла с кормы, а надлодный борт был низкий, около одного метра. Пираты просто перешагнули на борт, это проще, чем захватить контейнеровоз, о котором сейчас пишут журналисты. Плюс у нас была защита от столкновения с другими судами, это также помешало бы уйти от пиратов в случае погони.

Foto.jpg Виктор Апсаликов на Kilchem Oceania (во время перехода в Нигерию)

- А есть смысл вообще от них убегать?

- Крайний раз я там был давно, но последние на тот момент указания — опасная зона простиралась до 60 миль от берега. (111 км – прим.ред.) Разбойники могут уходить достаточно далеко.

- Вы сопротивлялись?

- У нас все двери были закрыты изнутри так, что снаружи не открыть. Пираты проникли через мостик, разбили топорами боковые стекла. Судя по виду, топоры взяли с другого парохода - такие оранжевые, с аварийного поста, трофейные. Капитана связали, ударили по голове так, что у него кровь шла сильно. Они первым делом брали по несколько человек, вязали руки, сажали в лодку и отвозили метров на 20 от борта. Заложники у них сидели в лодке, а они обирали остальной пароход. Особенность Гвинейского залива, в отличие, например, от Аденского (частично омывает берега Сомали - прим.ред.) - это отсутствие большого числа военных. Если в Аденском заливе вовремя позвать на помощь, то их можно дождаться. Бывало, что люди успешно прятались, и их спасали. В Гвинейском заливе на это рассчитывать было нельзя. Пираты могли спокойно грабить корабль хоть три дня.

- Когда вы еще только прибыли к берегам Гвинейского залива, то уже понимали, что такое современное пиратство, или это воспринималось на уровне баек?

- Понимали. Это было понятно давно, пиратство уже процветало. Другое дело, что в то время было еще очень много наивных, в том числе, и капитанов. Вот со мной сидел в плену парень, третий помощник. Позже он рассказывал, что когда подписал следующий контракт, работал в Гвинейском заливе с другим капитаном, и, когда начал рассказывать ему о пиратах из Нигерии, тот ответил: "Ну что ты мне рассказываешь сказки".

Foto 019.jpg

- Что интересовало пиратов, помимо заложников и выкупа?

- Они выгрузили все. Все, что было в каютах. Набивали сумки членов экипажа всем - вплоть до одежды и матрасов. Холодильники, продукты. Грабили дочиста.

- Сбыт, соответственно, на берегу?

- Слух распространяется по деревне, и люди сбегаются. Так же продают и рыбу - грабят рыбаков и устраивают что-то типа аукциона. Если что-то вообще никому не надо, то просто выкидывают в кусты.

- Где вас держали на берегу?

- Мы были вдвоем, дали комнату. Несколько раз перевозили из дома в дом в пределах одной деревни, но большую часть времени в итоге провели в одном месте. Кровать, холодильник был, правда, без электричества. Есть давали, потом появилась керосиновая плитка, посуда.

- Санитарная проблема в этих местах стоит остро?

- Мы старались употреблять алкоголь и обязательно соблюдать гигиену. Все мыть, никаких салатов, все вареное или жареное. Важный момент — перед едой надо мыть посуду.

- Как общались с местными?

- Английский. Это же бывшая колония, дети ходят в школу и там изучают язык.

- От вас было бесполезно что-то требовать. Выходили на связь с компанией-работодателем?

- Выходили на связь через адвоката из города Абуджа (столица Нигерии с 1991 года - ред.). Очень долго это происходило. В итоге мы сидели взаперти 38 дней. С 20 июля (1999 года – ред.).

- Когда договорились с пиратами, как вас возвращали?

- Нас посадили в лодку и повезли по реке Нигер куда-то по течению вверх. Накрыли одеялом, чтобы другие пираты не увидели, что другие белые в лодке. Когда мы вышли на причал в пункте назначение, местные нам сильно удивились - наверное, никогда такого не видели. Подъехала машина с адвокатом, мы сели к нему в салон, он отвез нас к себе в офис. Позже нас расселили в гостиницу. Город уже не помню, но все было в Нигерии. Потом на самолете - в Лагос (бывшая столица Нигерии – ред.). Там уже встречал представитель компании из Дании, на которую мы работали.

- Компания до сих пор представлена на рынке?

- Нет, она распалась толи в том же, то ли в следующем году, после смерти владельца. Преемники переключились на контейнерные перевозки.

- Из Лагоса как попали в Европу?

- Нам привезли паспорта, которые остались на корабле. Потом на самолете - в Копенгаген. Там медобследование, все было нормально. Потом в Таллинн — там нас рассчитали. Потом в Петербург на поезде и оттуда уже по домам.

- Нормальные деньги платили по тем временам?

- Нам заплатили как за семь месяцев работы. А отработали мы всего два, остальное время сидели в плену. Итоговая сумма по тем временам смотрелась очень хорошо.

- Плен как-то отразился на дальнейшем трудоустройстве?

- На это никто не обращает внимание.

Сегодня Виктору Апсаликову 57 лет. Он разговаривал с корреспондентом, находясь на вахте в Черном море, куда ушел из порта Новороссийск в должности старпома.

 

P.S.

Двадцать лет назад и интернет был, мягко говоря, слабоват. Не говоря уже о соцсетях. Так что, подобные события оставались за кадром.

 

Никита Дедков,
47news

Фото из личного архива Виктора Апсаликова