Дольщикам Ленобласти помогут компании-доноры, которым губернатор Дрозденко пообещал льготы. Сами потенциальные перезастройщики рады, что их названий не услышали пострадавшие. Те, как обычно, спрашивали за свою сермяжную недостройку.
Губернатор Дрозденко и строительный блок областного правительства 13 декабря рассказали 23 депутатам, как будет решаться проблема достройки объектов долевого строительства в Ленобласти. На депутатские слушания в Дом правительства были приглашены и сами обманутые дольщики. Представителей недобросовестных застройщиков, тех, кто не выполнил своих обязательств, в зале №501 замечено не было. Их можно понять, ведь к ним, наверняка, были бы неприятные вопросы - и от пострадавших, и от чиновников, и от депутатов.
О необходимых изменениях в региональном и федеральном законодательствах и о мерах поддержки организаций, которые в теории будут достраивать проблемные дома и кварталы, докладывали строительный вице-губернатор Михаил Москвин и председатель Госстройнадзора Денис Горбунов. В их выступлениях были цифры, казённые формулировки, а также отсылки к разнообразным статьям кодексов и законов. Может быть, поэтому их выступления то и дело разбавлял своими репликами Дрозденко. Он, казалось, хотел без канцеляризмов донести план спасения.
- Наши предложения очень просты. Для нас проблемный объект — это стройка, которая не сдается год, её застройщик — недобросовестный. Первое: такая стройка по упрощенной схеме передается уполномоченной компании. Мы вводим понятие "компания-донор". Второе: донору мы даем экономические преференции, то есть гарантии, что их достройка окупится. Третье: вводим понятие "правительство-дольщик". То есть мы готовы сами через управляющую компанию уравняться в правах с дольщиками и выйти на проблемный объект. Но отрабатывать будем физическими объемами, а не финансово, - на раз — два — три описал шаги спасения Дрозденко.
Чтобы сделать эти шаги, нужны изменения в региональном и федеральном законодательстве. Процесс требует времени. Предварительно решили, что на каждом проблемном объекте создадут штаб. В штабы войдут члены правительства, депутаты Заксобрания и муниципальных образований, активные дольщики, представители недобросовестного застройщика, застройщика-донора и, возможно, представители прокуратуры. Таких объектов в Ленинградской области 36. Проблемные жилищные стройки считаются не по конкретным объектам, а по юридическим названиям, за ними иногда скрывается один дом, а иногда и квартальная застройка. В эти проблемные объекты привлечены денежные средства 14 513 граждан.
Чем именно будут привлекать на проблемные стройки-достройки доноров, депутатам и дольщикам объяснил Горбунов. Глава Госстройнадзора попытался тоже разложить все по полочкам. Во-первых, доноры получат право на внеочередное получение преференций из бюджета по выкупу социальных объектов.
"Это практически живые деньги. У донора приоритетное право, все остальные застройщики — в очереди", - перебил Горбунова Дрозденко.
Во-вторых, донорам могут предоставлять разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленных строительным регламентом.
"Тем, кто будет достраивать проблемные объекты, разрешим строить выше нормативов, по этажности, по плотности. Но, внимание депутатов, надо понимать, что мы идем на повышение не потому, что мы ищем преференции себе, эта прибавочная стоимость пойдет на застройку проблемного объекта", - вновь расшифровал слова своего подчиненного Дрозденко.
Тут возможны два варианта: увеличение этажности и плотности проблемного объекта или того, что строит или собирается строить компания-донор самостоятельно.
В-третьих, донорам предложат минимально возможную стоимость подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на не введенных в эксплуатацию многоквартирных домах. Кроме этого, для них планируется снизить ставку по оплате налогов на имущество, на прибыль и транспортного налога. Но эта инициатива, как пояснил Горбунов, предполагает изменение в главу №25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, а также в частях областного закона №98 "О налоге на имущество организаций" от 25 ноября 2003 года.
А строительный вице-губернатор Москвин сообщил о предложении внести изменения сразу в два федеральных закона: в 127 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и 114 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов".
Суть в том, что если застройщик нарушил срок сдачи квартир на год, то в течение пяти дней он должен будет обязан передать этот объект предприятию, в котором 100% собственником является региональное правительство. После этого собрание собственников-участников долевого строительства должно подписать допсоглашение к договору, в котором переименовывается застройщик. Собственно, эта компания и является региональным донором. В случае с 47 регионом эта структура называется ЛенОблАИЖК.
"Если год просрочил, то в течение пяти дней расстаёшься с объектом, а остаешься с дебиторской кредиторской задолженностью, с судебными решениями, с правоохранительными органами разбирайся, а стройка переходит к уполномоченной компании. Не смог справиться — автоматом стройка от тебя ушла, независимо от того сколько ты квартир продал - 20%, 30% или 50%", - вновь дал пояснение Дрозденко, на этот раз он прервал доклад Москвина.
Второе изменение, в федеральный закон о несостоятельности, подразумевает наделение конкурсных управляющих правом созыва собрания участников долевого строительства, на котором и будет приниматься решение о передаче объекта специализированному приобретателю.
47news обзвонил представителей пула строительных компаний, не замеченных в проблемах с дольщиками, и поинтересовался у них, а не собираются ли они стать теми самыми донорами, которые за преференции возьмутся достраивать проблемные объекты.
"А наше название там губернатор произносил?" - первым делом интересовались у 47news строители. Хотелось ответить как в "Осеннем марафоне": "Про меня трёпу не было? — Был! — Чего сказали? — Сказали, что ты портвейн с водкой мешаешь!".
Но когда собеседники слышали от корреспондента, что имена конкретных потенциальных доноров не назывались, облегченно вздыхали.
"Эти законодательные инициативы, такая вещь. Сейчас одно предложили, завтра добавят, потом вовсе все переиграют, а с нас спрос, ты же обещал. А объекты токсичные, на них заходить, как на минное поле", - рассказал 47news один из собеседников. "Вот я читаю статьи 47news про дольщиков и думаю, как хорошо, что моей компании в этой связке нигде нет. Это я к тому, что не будите лихо", - оценил свои перспективы донорства еще один перспективный.
Собравшиеся же в зале обманутые дольщики по-разному реагировали на слова чиновников. Как это обычно бывает на подобных мероприятиях, каждый оказавшийся в зале пытался рассказать губернатору о своём случае. Так, во время разговора о потенциальных донорах мужчина в голубом джемпере пытался сообщить главе региона о пайщиках ЖК "Молодёжный квартал" во всеволожской Романовке. "Знаю. У вас одна из сложнейших ситуаций, двойные-тройные продажи. Застройщик - явный жулик. Я не боюсь так говорить. Он в международном розыске", - заявил Дрозденко. Он продемонстрировал знание, но, как показалось 47news, был не очень доволен тем, что у него опять просят, а не советуются.
Не было согласия и в дольщиках, даже в рядах тех, кто пострадал от одного застройщика. Например, у Normann есть ЖК "Яркий" в Янино, а есть "Десяткино 2.0" в Мурино. Дольщица "Девяткино 2.0" была недовольна тем, что деньги потенциальных обитателей муринской новостройки уже пошли на достройку "Яркого". Она опасалась, что дольщики "Яркого" опять окажутся в более выгодном положении, чем дольщики "Девяткино 2.0".
"Я вас помню. Мы же с вами встречались. Теперь не хватает, чтобы дольщики между собой войну с вилами устроили. К тому же мы ждем 27 числа. Помните же, что обещал Смирнов к этой дате сделать? Я помню", - заявил Дрозденко. А 47news напомнит, что собственник ГК "Норманн" Владимир Смирнов на ноябрьском заседании по вопросу достройки проблемных объектов говорил о том, что готовится в конце декабря подписать соглашение с неким инвестором, который намерен достроить его проблемные объекты.
По традиции особняком со своей паствой разместился Александр Головко, который в грядущие выходные в Петербурге собирается отправлять в отставку губернатора Дрозденко и требовать табличку на здании, где был Ленинградский рок-клуб. Иногда он доставал плакат "За отставку Дрозденко", снимал картину на телефон, а потом прятал ватман под ноги. Фотожурналистам показывал средний палец. Его реплики-бухтения доходили и до галёрки, где сидели пишущие. Спикеры находились в паре метров от него и тоже слышали.
Вечно недовольному давали слово, и не раз, он им пользовался своеобразно. Первым делом пожаловался Дрозденко о двух десятках обманутых дольщиков, которых не пускают в здание правительства. Губернатор пояснил, что слушания вообще-то депутатские, и администрация за их организацию не в ответе. В итоге не впускаемых оказалось трое и их впустили. Потом бунтарь взял да поблагодарил Дрозденко рукопожатием за идею создания штабов, которые называл рабочими группами. Попутно начал объяснять главе Госстройнадзора Горбунову, что это его ведомство виновато в том, что он не может до сих пор получить трехкомнатную в "Ленинградской перспективе".
"Дурдом имени сказки про Морозко", - не выдержал один дольщиков, но не из числа сторонников Головко.
Первым гласно сбил пыл с Головко депутат Андрей Лебедев. Он напомнил, что является бывшим сотрудником уголовного розыска. Действия трибуна от "Ленинградской перспективы" охарактеризовал понятием "отвлечение на негодный объект". "Трудно отвечать на сложносочиненные предложения, безграмотно выстроенные и непонятые. А вы, Александр Юрьевич, оказывается, еще больший демократ, чем члены ЛДПР. Такое терпение", - заявил Лебедев.
Состязаться с Головко в гоноре попытался депутат Алексей Ломов. Складывалось впечатление, что он искренне не понимал, на депутатских слушаниях он или на митинге. "Вы пытаетесь с помощью митинга кого-то шантажировать. Уважаемый мой господин Головко, никто не пойдет на это, и я буду первым, кто будет против. Если есть конструктив, давайте работать. Если есть митинги, это не к нам", - заявил он.
В итоге же план оздоровления понравился всем присутствующим в зале 23 депутатам. В таком результате сомнений не было.
Александр Калинин,
47news
фото: Валентин Илюшин