Правительство Финляндии приняло решение взимать плату с перевозчиков, дожидающихся своей очереди в многокилометровых пробках на границе Финляндии с Россией. В четверг министр транспорта Финляндии Ану Вехвиляйнен заявила о том, что Финляндия поддерживает строительство платной стоянки для грузовиков около погранперехода Валимаа, чтобы улучшить ситуацию с пробками на российско-финляндской границе. Перевозчики уже пугают россиян повышением стоимости импортируемых товаров, пишет "КоммерсантЪ".

       

Переход будет построен у пограничного перехода Валимаа (Торфяновка) на российско-финляндской границе. Об этом со ссылкой на Ану Вехвиляйнен сообщило финское агентство новостей STT. "Инвестиции в строительство парковки составят 24 миллиона евро, -- заявила госпожа Вехвиляйнен. -- Я считаю, что будет правильно, чтобы ее пользователи внесли свой вклад в ее создание, поэтому я поддерживаю идею сделать ее платной".


Вместимость автостоянки составит около 1 тыс. тяжелых грузовиков. Завершить строительство планируется в 2009 году. По мнению финских властей, стоянка призвана устранить скопление машин на главных автомагистралях, ведущих к пункту пропуска Валимаа. Сейчас пробки из грузовых фур могут достигать десятков километров.


Российские перевозчики отрицательно относятся к созданию платной стоянки. "Из-за того, что наш пропускной пункт плохо работает, возникают очереди, а если придется еще и платить за стоянку, то пострадают опять же перевозчики, -- говорит генеральный директор ООО "Совтрансавто" Вячеслав Лазарян. -- К тому же это приведет к повышению стоимости перевозок, а значит, к росту цен на импортируемые товары".


В настоящее время Россия получает через Финляндию 30% всей импортной продукции, что составляет около $20 млрд в год в денежном выражении, причем большая часть грузов доставляется на автомобилях. По сравнению с началом 1990-х годов грузопоток вырос более чем в 6 раз. В этом году грузовики пересекали границу более 400 тыс. раз. Очереди при въезде в Россию с территории Финляндии давно уже стали систематическим явлением, связанным со значительным временем, требуемым на пропуск грузовиков через российский пункт пропуска. Если оформление грузовика на финском пропускном пункте занимает 2-4 минуты, то на российском -- 20-40. В результате очереди растягиваются на десятки километров в глубь Финляндии -- в частности, до ближайших к границе портов Хамина (40 км) и Котка (60 км). Из-за очередей создается неудобство для жителей прилегающих к дорогам территорий.


Как рассказывает заместитель руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу Константин Шаршаков, для того чтобы ожидающий своей очереди транспорт не мешал движению, на протяжении 10 км была расширена на одну полосу дорога, ведущая к Валимаа. Это улучшило безопасность движения, но не повлияло на наличие очередей. По данным АСМАП, на 20 декабря время ожидания в очереди составляло 35 часов.


Отметим, что аналогичный проект, только с российской стороны, обсуждался на межправительственных переговорах между Россией и Финляндией в октябре. Это проект по созданию бесплатной стоянки около российского автомобильного пропускного пункта Торфяновка на 400 автомобилей. Он связан с тем, что очереди возникают и на выезде из России, хотя, по идее, досмотр порожнего транспорта, который в основном и едет в Финляндию, должен занимать минимум времени. Однако накопители не решат проблем с очередями, а никакого системного решения пока так и не найдено.