Два коммерсанта доказывали: арест их судна с нефтянкой инициирован по экономическим соображениям. Однако ФСБ разочарована - потоплен лишь адвокат. Теперь муляж в 30  млн – слабое утешение после ночного нападения людей, похожих на силовиков.   

Следственный комитет Петербурга 27 сентября намерен ходатайствовать перед судом об аресте 52-летнего председателя петербургской адвокатской коллегии "Регион" Михаила Федотова и юриста петербургской компании "Фордевинд" Сергея Зимина. Они были задержаны по подозрению в покушении на мошенничество в особо крупном размере. Уголовное дело, возбуждённое вечером 27 сентября, находится в производстве третьего отдела (должностные преступления) второго Управления Следственного комитета Петербурга.   

Сергей Зимин представлял интересы гендиректора ООО "Химпромснаб" Ивана Ореховского и гендиректора ООО "Орион" Ивана Крылова. Пятого августа этого года у предпринимателей возникла проблема. На Усть-Лужском таможенном посту сотрудники Ленинград-Финляндской транспортной прокуратуры проверили танкер-тихоход "Фрея", направлявшийся в Таллин. Внутри, судя по декларации, должна была находиться "смола минеральная" весом полторы тысячи тонн и стоимостью 36,2 млн рублей. Выяснилось, что смолы в танкере было не более 10%. Остальным грузом оказался мазут стоимостью 37,7 млн рублей. Товар внесён в список стратегических. Таможенные ставки у них различаются. Примерная экономия составила бы под 200 тысяч долларов. Отправителем был как раз "Химпромснаб", а получателем фирма Sun-Gaty LP, зарегистрированная в Шотландии.

Дознанием Кингисеппской таможни было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 226.1 УК - "контрабанда ...стратегически важных товаров и ресурсов". Впоследствии оно было передано в следствие Санкт-Петербургского линейного отдела МВД на водном транспорте. У Крылова и Ореховского прошли обыски, а "Фрея" прочно встала на прикол. Говорят, предприниматели начали стучаться в разные двери. Желание понятное, поскольку мало того, что груз задержан на непредсказуемый срок, так в перспективе ещё судебные невзгоды. 

По всей видимости, Зимин тонко почувствовал настроение клиентов. В августе он познакомил их с Михаилом Федотовым. Тот якобы  пообещал решить вопросы с транспортным следствием и таможней. Для компаньонов это было важно совсем с другой стороны. Они считали, и, скорее всего, до сих пор считают, что задержание их груза, да и уголовное дело – надуманная история. Более того - сооружена для того, чтобы получить с них не только показания. Поэтому не удивительно, что когда современный бизнесмен быстро двигается с такой громкой мотивацией, то рано или поздно он наталкивается на сотрудников отдела "М" (курирование силового блока) регионального УФСБ.     

После этого встречи с Федотовым проходили уже под контролем. Ореховский и Крылов приезжали к нему в офис Санкт-Петербургской коллегии адвокатов "Регион" на третьем этаже дома №92 по улице Марата и часа по два беседовали. Федотов объяснял тонкости внепроцессуальных сношений со следствием и варианты решения. Зимин, по версии следствия, подыгрывал. Сумма, родившаяся в этом процессе, замерла на 30 миллионах рублей. Похоже, к этому времени оперативникам ФСБ уже стало понятно, что статья  "посредничество во взятке" и дальнейшее задержание следователя не имеют под собой реалий. Просто технические и наружные средства наблюдения показывали, что силовых контактов у Федотова нет. Журналист 47news не имеет информации, но практика подсказывает, что мотивы реализации сместились в плоскость того, что не бросать же работу, на  которую столько потрачено сил. 

И вот, в 11:30 26 сентября, в своём кабинете Федотов "под предлогом последующей передачи денежных средств должностным лицам Санкт-Петербургского линейного отдела МВД на водном транспорте, Ленинград-Финляндской транспортной прокуратуры, а также Кингисеппской таможни за непривлечение Ореховского и Крылова к уголовной ответственности" получил от Крылова увесистый муляж в 30 миллионов. После этого в помещение вошли оперативники.

Рядом с этой историей есть место и настоящему детективу. Уже после ареста судна и обыска, около двух ночи 21 августа, на  Ивана Ореховского во дворе его дома на улице Смурова в посёлке Дубровка напали четверо в масках-балаклавах, черной униформе и с пистолетами в штатных кобурах. Гости избили коммерсанта, надели на запястья пластиковые хомуты, затем затащили его внутрь и подвели к сейфу, будто знали, где он стоит. Хозяину невежливо посоветовали его открыть. Забрали 10 тысяч евро и документы. Прихватили ещё пару мобильных, а также ключи от Audi Q7. Не побрезговали и рублями в десять тысяч. Кстати, перед уходом прихватили сервер видеонаблюдения.  Сам Ореховский в разговорах опять пенял на силовиков, связанных, по его прочной мысли, с недругами от бизнеса. 

По словам Ореховского, с Зиминым был заключён договор на юридическое сопровождение весной нынешнего года.

- Как он презентовал вам Федотова? - поинтересовался 47news.

- Как человека, весомого в этом городе, - ответил бизнесмен.

- Убеждая вас расстаться с деньгами, он упоминал фамилии силовиков?

- Нет, как раз нет, - быстро ответил собеседник.

- Почему именно тридцать миллионов?

- Федотов не говорил почему, а Зимин объяснял, что деньги пойдут в разные стороны.

- Что с вашим уголовным делом по "Фрее"? Есть движение?

- Да, наверное есть, - как показалось, неохотно ответил бизнесмен. 

Его компаньон Иван Крылов рассказал 47news, как появился Федотов: "После обыска у Ореховского я позвонил Зимину для юридического сопровождения. Тот сразу сказал, что пора подключать тяжёлую артиллерию, и дал телефон". 

- Как он себя вёл в процессе переговоров, фамилиями сыпал?

- Да, называл какие-то, говорил, что в дружеских отношениях. Но какие, я сейчас не помню.

- Выглядел на все сто? Часы, одежда?

- Да, безупречно.

- Деньги-муляж в чём были?

- Белый пакет с надписью "Пулково".

- Когда зашли оперативники, как он себя повёл?

- Он обычно всё время улыбался. А тут резко сник. Посмотрел на меня и сказал: "За что это?"

47news не может не отметить превращения в общем-то заурядной для опытных игроков  ситуации с задержанием судна в нечто более масштабное. Теперь у следствия, скорее всего, принципиально нет желания уходить в лайт-версию расследования по "Фрее".

Виктор Смирнов,
47news