Правительство РФ предложило исправить законопроект Верховного суда РФ, направленный на защиту фигурантов уголовных дел от необоснованных арестов, пишут в среду "Известия".

Осенью прошлого года Верховный суд предложил обязать следователей четче мотивировать необходимость продления ареста. А именно — раскрывать, какие следственные действия (например, допросы и экспертизы) планируется провести, и объяснять, почему их не провели ранее. Суд же будет вправе как согласиться с этими доводами, так и отказать в дальнейшем содержании подследственного под стражей. Внесение таких изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, по мнению ВС, будет способствовать недопущению случаев, когда работа по уголовному делу фактически не ведется, а его фигурант находится в следственном изоляторе. В кабмине к этой идее отнеслись настороженно, заявив, что это может привести к разглашению данных предварительного расследования и создать угрозу уничтожения доказательств. Тем не менее законопроект в правительстве в целом поддержали, и Госдума в апреле 2018 года приняла его в первом чтении.

Ко второму чтению правительство подготовило свои поправки к законопроекту. Оно предлагает изменить правила продления ареста, но обязать следователей указывать в ходатайстве перед судом не перечень планируемых своих действий по делу, а только "данные, свидетельствующие о необходимости производства следственных и иных процессуальных действий".

Также законопроект закреплял в УПК разъяснения ВС о недопустимости арестов бизнесменов, привлекаемых по "предпринимательским" статьям, которые он дал судам осенью 2016 года. Документ конкретизировал, какие преступления относятся к предпринимательской сфере — например, управление имуществом, которое используется для ведения бизнеса, и действия руководителей, связанные с использованием их полномочий. Ко второму чтению правительство предлагает исключить из перечня сразу три статьи УК, по которым запрещается арестовывать бизнесменов. Речь идет о "незаконной организации и проведении азартных игр", "незаконном производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а также "незаконной розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции" (ст. 171.2–171.4 УК РФ).

Предложения кабмина выхолащивают саму идею ВС об обосновании причин продления срока стражи, считает советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн. Он обратил внимание и на сокращение списка статей УК, по которым не предусмотрен арест. С арестованными обвиняемыми проще работать и добиваться нужных показаний, чем с теми, кто не ограничен в свободе, полагает он.