У рисованного бренда "Омского завода плавленых сырков" появился всамделишный конкурент. Пышная брюнетка в купальнике-танкини потеснила изображенную на продуктовых упаковках улыбчивую белобрысую девчонку в жёлтом платочке. Сегодня именно она — омичка №1. А всё соцсети, тяга к fashion и память о табу советской педагогики.
26-летняя учительница истории и обществознания Виктория Попова стала историческим персонажем - в том смысле, что попала в историю, причём федеральную. А началось всё с того, что 5 июня независимый городской сайт Омска опубликовал статью о появлении в городе агентства "Pluse-Size" для полных моделей. В школе ратуют за бодипозитивизм. Женщин с богатыми формами в агентстве учат смотреть и на себя, и на жизнь проще. Познание науки раскрепощения перед фотокамерой закрепляет сертификат. Если есть твёрдое желание окунуться в мир широкой моды, то бумагу можно приложить к портфолио.
В статье рассказывалось в том числе об омской модели Виктории, которая с 19 лет пробует себя в съёмках и даже переписывалась переписывалась с Юлией Лавровой - самой востребованной российской моделью plus-size. Слова Виктории закреплены иллюстративным материалом — рекламной съемкой. На фото - щедрость женской природы. Как на полотнах Рубенса и Кустодиева, но с поправкой на современные реалии. Фотосессия исполнена в стиле американского плаката пин-ап. Виктория в сплошном купальнике в горошек задорно полусгибает правую ногу, строит глазки и надувает губки. На голове - лихо закрученный платок. Ни дать ни взять домохозяйка из Аризоны ждёт из Вьетнама своего "морского котика".
Фото: сайт Средней общеобразовательной школы № 7 г. Омска
Но родители учеников омской средней школы №7 опознали на картинках молодую учительницу Викторию Попову. Педагогический стаж выпускницы исторического факультета ОмГУ имени Достоевского - два года. Но скандал вышел как если бы в сеть утекли не фотографии, а ответы на ЕГЭ. Администрация учебного заведения не оценила эпатажа и заявила об уроне имиджу школы и званию педагогического работника. В ответ в Twitter и "ВКонтатке" был дан старт флешмобу #учителятожелюди. Наставники начали выкладывать свои бытовые фотографии, главным образом с пляжей и из фитнес-залов.
Как реагировать на тренд, пришедший с берегов Иртыша, на берегах Невы пока не слишком понимают. Просто всего много смешалось в одной новости - и вольница социальных сетей, и негласные догматы поведения педагогов, и подавшее голос профессиональное сообщество.
Мы вспомнили, что и в школьные годы не щадил учителей журналист и публицист Александр Невзоров. Он рассказывал 47news, что педагоги натерпелись от него, но методов против ученика Невзорова у школьных руководителей не было. Зато и к чудачествам учителей он относится спокойно. "Я не вижу никаких проблем в любой степени обнажения педагогов", - отреагировал на вопрос 47news смс-кой из Европы на омские события Невзоров.
А известный историк и преподаватель Санкт-Петербургской классической гимназии Лев Лурье признался 47news, что он бы омскую учительницу на работу не взял, а во флешмобе педагогов участия не принял. Но это был бы исключительно его выбор. Хоть он и может кому-то показаться выбором реакционера. Просто ему не нравится, когда учителя фотографируют себя с акцентом на физические данные. Но как такового кодекса поведения преподавателей в стране не существует. Есть обычаи, которые зависят от конкретного места. Омскую историю Лурье считает провинциальной вещью.
"На первом уроке математики учитель сломал шахматную доску моему товарищу, а меня назвал гнидой. И это был мой лучший учитель. Профессия педагога очень интуитивна. Нет каких-то правил поведения. Бить нельзя, садистом быть нельзя, но вспыхнуть можно. В какой-нибудь Кущёвке учитель поднять голову не может, потому что там его считают то ли пастором, то ли партийным работником, в Петербурге ситуация несколько иная", - рассказал 47news Лурье.
В советские годы за подобную фотографии учительницу, естественно, уволили бы, не сомневается доктор социологических наук Вадим Волков. Но у советского человека был кодекс строителя коммунизма и отсутствовали искушения в виде социальных сетей, которые сегодня формируют стандарты самолюбования.
"Соцсети сформировали спрос на образы, на выставление себя напоказ. Идёт увеличение нарциссизмом, а барьеры морально допустимого снижаются. В судейском сообществе в этом плане дела обстоят понятнее - их иногда увольняют, ссылаясь на кодекс судейской этики. А есть ли что-то подобное у учителей, я не знаю. Но запущенный флешмоб говорит о мобильности этого профессионального сообщества, о том, что этот запрет на фривольность нигде не закреплён", - заметил в разговоре с 47news Волков.
А главный редактор 47news Евгений Вышенков обратил внимание на то, кто именно стал бить в набат и вспомнил об учительской морали. Почему-то вспомнилось довлатовское про авторство четырёх миллионов доносов:
"Допустим, в России учитель выложил в сеть свое фото, где он запечатлен при застолье невменяемым. Просто смешно. Мы бы поняли и простили. Потому как мужик нормальный порой так себя и ведет.
Вот в 1983 году я со своим другом Андреем Константиновым участвовал в хорошей такой драке в общежитии университета. Утром думали, что выгонят к чертям, а прикрепленный к Восточному факультету сотрудник КГБ похвалил. Оказывается, в это время индологи читали какую-то антисоветскую литературу, а мы с Андреем эту чушь даже в руки не взяли. И это правда – руки наши были совсем другим заняты. Все по тексту Высоцкого – "… кроме водки - ничего, проверенный товарищ".
Сегодня правая рука Игоря Сечина – Андрей Шишкин - носит волосы длиннее, чем у Мика Джаггера времен расцвета Rolling Stones, а в 70-х его бы в таком виде не пустили в Министерство нефтяной промышленности. Так что отношение к облику советского и российского человека столь же исторично, как и мораль.
А вот с дамами сложнее. И пуританскую оборону удерживают они сами. Согласитесь, что шум по поводу учительницы в стиле бурлеск подняли мамы школьников. А если учесть, что их дети учатся в средних классах, то им самим не более 35 лет. То есть они сформировались совсем не в авторитарном Советском Союзе. Вот это, на мой взгляд, - точка внимания. Или все проще – подсознательная агрессивная ревность".
А ведь о простых людских радостях говорили и герои советского фильма "Большая перемена". Его наверняка в очередной раз будут массово крутить по телевизору. "Александр Трофимович, я тоже человек, я целоваться хочу", - оправдывался работяга Геннадий Ляпишев, из которого напарник хотел вылепить свершенного человека под стать Давиду Микеланджело.
Александр Калинин
47news