Скорее всего, нынешняя забастовка рабочих российского завода Ford (Ленинградская область) закончится ничем, то есть требования бастующих не будут выполнены, считает директор департамента подготовки стратегических решений НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Марк Маркартур.
По его мнению, возможно, что при заключении нового коллективного договора (нынешний действует до февраля 2008) зарплаты будут еще немного повышены, но явно не до того уровня, которого добиваются рабочие. Самый главный вопрос, отмечает аналитик, — какие последствия будет иметь данный инцидент для развития производства Ford в России. Не исключено, что выступления рабочих скажутся на планах руководства концерна по расширению производства, передает "Росбалт".
Отметим, что к 2009 году Ford планировал увеличить мощность завода до 125 тыс. машин ежегодно, вложив в проект $100 млн (по итогам 2007 года, американский автогигант планирует выпустить на российском заводе 75 тыс. машин Ford Focus).
Однако, подчеркнул Марк Маркартур, беспорядки на заводе могут подвигнуть руководство автомобильного концерна к пересмотру инвестиционной стратегии в России. Стоит принять во внимание и тот факт, что отказавшись от запланированной программы вложений, руководство Ford несомненно понесет убытки, и не исключено, что чисто экономически более рациональным решением было бы выполнить требования рабочих и повысить им заработанную плату.
Как уже отмечалось, проблемы с профсоюзом носят не разовый характер, и уже привыкшие таким способам добиваться желаемого рабочие устраивают забастовки раз за разом. Таким образом, руководство завода может счесть, что вкладывать деньги в столь «проблемный» завод все-таки не стоит, и программа инвестирования в Россию будет сокращена, пояснил аналитик.
Эксперт также отмечает, что судя по всему, профсоюз рабочих настроен более чем серьезно. По заявлениям активистов, завод будет стоять как минимуму до конца недели, а по некоторым данным, забастовка может растянуться на 15 дней. При этом Маркартур отмечает, что рабочие «скандального» завода отнюдь не бедствуют. Ранее они уже проводили ряд забастовок и добились для себя средней зарплаты в 19,7 тыс. рублей (для сравнения — средняя зарплата рабочего АвтоВАЗа — 6-8 тыс. рублей). Теперь рабочие требуют привести среднюю зарплату к уровню семи минимальных прожиточных минимумов в Петербурге, повысив ее до 28 тыс. рублей.
Тем не менее, напоминает эксперт, руководство завода не раз заявляло, что никаких переговоров во время забастовки или под угрозой оной вести не будет. Не исключено, что ранее не ожидалось, что дело зайдет так далеко, а теперь уже руководство завода в любом случае не захочет публично отказываться от своих слов. В свою очередь и рабочие, скорее всего, не отменят планируемую и декларируемую забастовку. То есть ситуация напоминает известную поговорку «коса нашла на камень», резюмировал директор департамента подготовки стратегических решений НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Марк Маркартур.