Жилого дома с видом на Неву ещё нет, а земли под ним во Всеволожском районе уже нет. Слава Богу, есть Путин, иначе бы чиновники не опасались новых проблемных дольщиков. С верой в него легче пойти против имени Российской Федерации.
Это случилось. В Ленобласти дольщики взяли в заложники чиновников, а не наоборот. Разрушение стереотипов начинается с посёлка имени Свердлова Всеволожского района.
Здесь с конца 2015 года ООО "Невское наследие" строит жилой комплекса "НеваДа", который должен был быть сдан в экусплуатацию в III квартале 2017 года. В проектной декларации сказано о намерении возвести 15 этажей дома на 168 квартир, треть из которых были бы студиями, а две трети — однокомнатными. Конкурентным преимуществом проекта названы панорамные окна, близость к Неве, комфортные планировки и даже наличие отдельных кладовок.
В актуальной базе на сайте ЖК сказано, что продано 68 квартир, а свободно и забронировано 58 и 42 единицы соответственно. С учётом обозначенной средней цены и общего метража, не трудно подсчитать, что покупатели уже отдали девелоперу 110 миллионов рублей.
Правда, судя по тем официальным данным, что появились явно вопреки желанию застройщика, пока ни о какой передаче ключей мечтать не стоит. В середине мая Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал ООО "Невское наследие" в признании незаконным решения администрации Всеволожского района. Муниципалы ещё в январе этого года отказались продлевать договор аренды земельного участка площадью 30 соток, на котором строится здание.
Суть дела отсылает к аукциону, прошедшему ещё в 2013 году, в результате которого компания получила право арендовать территорию до июля 2017 года. Через четыре месяца после окончания этого срока фирма попросила автоматом продлить договор ещё на три года, но получила отказ.
Дело в том, что, в соответствии с законом, для получения такой поблажки застройщик должен доказать, что на его земле "по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы". Юристы "Невского наследия" не нашли ничего лучше, кроме как просто описать темпы работ на момент осени так:
"На земельном участке возведён объект незавершенного строительства в виде свайного основания в количестве 220 двухсоставных призматических свай, фундаментной железнодорожной плиты, стен цоколя и опорных подколонников. Расчетная готовность многоквартирного дома — 34%".
В качестве неопровержимого доказательства девелоперы всего лишь приложили к этой зарисовке разрешение на строительство, срок действия которого Госстройнадзор продлил до сентября 2018 года. Суд же постановил, что пара сотен свай — это слишком слабое доказательство о намерении, а документ, разрешающий строительство, не означает самого строительства.
Прогноз дальнейшего развития ситуации очевиден. Девелопер, лишающийся оснований пользования землёй, перестаёт строить, а граждане, купившие там жильё, уже ничего не получат. А это — прямое противоречие мысли Владимира Владимировича, постановившего решить проблему обманутых дольщиков. Покупателей проблемных квартир в Ленобласти и так более десяти тысяч, они постоянно жалуются и митингуют. Так что ещё один дом, замерший в воздухе — это именно то, чего так не хватало властям региона.
На этом месте юридическое и политическое начала в чиновниках стали жить отдельно друг от друга. Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский рассказал 47news, что буквально на днях подписал новый договор об аренде этого участка. Сделал он этого после того, как из "Невского наследия" принесли пакет документов, доказывающий, что "по крайней мере, с фундаментом они точно справились". Параллельно вступился и Госстройнадзор, обследовавший объект и пришедший к выводу, что реанимировать его будет лучше, чем похоронить.
- Тут надо смотреть по-государственному, ведь, если мы исполним решение суда, сразу появятся обманутые дольщики, - объяснил Низовский.
- Все понимают, что выходить из положения надо было. А то, не дай бог, снова обманутые дольщики. Так что мы направили в ответ на запрос администрации Всеволожского района письмо, где рассказали, что дом действительно существует. Этого оказалось достаточно. Совсем будет непонятно, если мы сами между собой не договоримся, - прокомментировал председатель Госстройнадзора Денис Горбунов.
Теперь же, впрочем, появляется парадоксальная ситуация, когда ответственные лица идут строго в противоположную сторону от решения суда, по сути, нарушая его. "Мы внимательно смотрели с юристами, мы ничему не противоречим", - уверен Низовский.
В администрации же района объясняют, что морального выхода уже не было, потому что слишком давил, проводя постоянные совещания, вице-губернатор по строительству Михаил Москвин.
"Имя Российской Федерации в случае подписания нового договора никак не пострадает. А вот если дом не начнут строить, его никогда и не достроят", - был как никогда логичен Москвин в беседе с журналистом 47news.
В неофициальных же разговорах госслужащие и вовсе признают, что, по большому счёту, оказались в заложниках у дольщиков. "В силу закона, у участка, хотя он и принадлежит государству, есть обременение — договоры долевого участия. В случае даже если мы вернём его себе, ничего толком сделать с ним не сможем. Компания уже продавалась один раз, и куда делись те деньги, которые люди отдавали за квадратные метры, нам неизвестно. Главное, чтоб сейчас не сложилась ситуация, когда квартиры снова продадут, а дома не появятся. Тогда будет казаться, что мы этому способствовали", - заметили между строк нам.
Пока действительно есть за что переживать. Даже менеджер по продажам ЖК "НеваДа" признал, что сейчас дом представляет из себя цокольный этаж и сборные балки. Но пообещал, что введут его в эксплуатацию в конце 2018 года. "Мы используем такие технологии, что собирать почти ничего не надо. А сроки так сползли из-за смены собственника. Новый только в ноябре 2017 года приступил к работам", - честно сообщил он.
Тут стоит заметить, что, по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, генеральным директором петербургского ООО "Невское наследие" является Андрей Лигута. Именно он ходит на все совещания и воспринимается как итоговый собственник. Формальный же владелец акций — агентство по недвижимости ООО "Лига эстейт", где генеральным директором также является Лигута.
Андрею Лигуте 38 лет. Он родился в Амурской области и имеет довольно разнонаправленный бизнес. Так, он совладелец ООО "Балтком инвест", занимающейся подготовкой к продаже недвижимого имущества, ООО "Глобалбизнесколнсал", оказывающей вспомогательные услуги для бизнеса, ООО "Океан сервис", ведущей геолого-разведочные работы, ООО "Сигма", управляющей недвижимостью, ООО "Спецпереработка", занимающейся сбором отходов.
Фирму "Невское наследие" приобрёл в июле 2016 года, а до того она принадлежала Александру Манчинскому. Сейчас он президент и владелец фирмы ООО "Да винчи девелопмент". Тот год стал последним, когда компания отчитывалась о финансовых показателях, причём на счету у неё всегда оставалось до минус двух миллионов рублей.
Сам Андрей Лигута, впрочем, оптимизмом не преисполнен, хоть и надеется сдать дом в конце 2018 года. "Новый договор на землю я ещё не видел, но после подписания рассчитываю ещё на шесть месяцев работ. Нам пришлось перепроектировать здание. Предыдущий собственник продал его таким, что невозможно было доделать, а деньги примерно за сорок при нём проданных квартир ушли вместе с ним. Плюс администрация постоянно мешала заниматься работой. Но сейчас переживать не стоит, потому что это прошлое. Вряд ли закончу объект с прибылью, но точно уверен, что дом будет сдан", - пояснил он.
Кстати, совсем недавно наши коллеги из "Делового Петербурга" называли Андрея Лигуту в качестве одного из возможных спасителей ГК "Норманн". Фирме нужны деньги для завершения объектов, и был вариант продать земельные активы. "Я вышел из этих переговоров, потому что "Норманн" пошёл по пути банкротства", - рассказал Лигута, добавив, что может стать инвестором другого проекта во Всеволожском районе, а какого именно, не сказал.
Ещё недавно мы сообщили, как девелоперы сбивают с мысли региональные власти, заставляя их отменять собственные вводные градостроительной политики. С тех пор что-то поменялось, и даже заставлять не надо.
Юлия Гильмшина,
47news