Четыре тысячи жителей Ленобласти не отдадут голос за президента России. Всё потому, что уже год живут в квартирах, которых нет. А значит, и людей самих, и даже инсулина для них тоже нет. Но где человеческие жизни, а где принципиальность Росреестра.

Примерно четырёх тысяч избирателей лишился Владимир Путин в Ленинградской области. Всё из-за того, что такое количество их живёт в доме в Мурино Всеволожского района.

Судя по информации написавших письмо президенту, речь идёт о злополучном жилом комплексе "Десяткино" на два дома и 1206 квартир от компании Normann. В прошлом январе Госстройнадзор (ГСН) отменил разрешение на ввод этих домов в эксплуатацию, аннулировав собственное же разрешение, выданное двумя месяцами ранее. Формальной причиной стало отсутствие школы в микрорайоне, которую должен был построить девелопер.

Разошлись тогда миром. Дольщики массово нажаловались в Администрацию президента. Образовательное учреждение обещали возвести. Областная система координат нашла виноватого в лице зампреда ГСН Кирилла Федосеева. Его демонстративно уволили за то, что он выдал разрешение на ввод. Говорят, единственный, кто тогда защищал его перед строительным вице-губернатором Михаилом Москвиным, был Денис Горбунов, который этот год и начал с должности председателя ГСН. Федосеева же перевели замначальником Леноблэкспертизы. Впрочем, в этом году ему всё равно указали на выход.

Спустя год дольщики должны были превратиться в банальных собственников и забыть о бюрократических ужасах. Но за это время у них лишь появилось опасение, что они навсегда превратятся в лиц без определённого места жительства. Как рассказал один из них, Алексей Кибалюк, с тех пор их жилой комплекс так и не поставили на кадастровый учёт. Это можно проверить. Сайт Росрееста по адресу "п. Мурино, ул. Шувалова, д. 10/18" не выдаёт ничего.

Несмотря на наличие крыши и стен, семьи не имеют никаких юридических прав на свою собственность. Хотя жильцам регулярно выставляют счета по ЖКХ.

По словам Кибалюка, среди его соседей есть диабетики, которые из-за этого не могут получить инсулин. "С декабря прошлого года такие лекарства не выдаются по временной регистрации или по регистрации в другом регионе, а он прописан в Мурманске, куда ездить каждый месяц за лекарствами нет физической и финансовой возможности", - рассказывает он. Без штампа нельзя получить кредит на ремонт, встать в очередь в детский сад, оформить ребёнка в школу. "Есть дольщица, которой, возможно, придется делать операцию стоимостью 1 млн рублей. Квот на нее нет, деньги можно будет найти, только продав квартиру", - добавляет он.

Изучив официальную переписку, можно понять, что работа в направлении постановки домов на кадастровый учёт ведётся. Минимум трижды Normann делал попытку официально их зарегистрировать в Росреестре, но каждый раз документы возвращались с формулировкой о технической ошибке.

Если бы покупателям дали квартиры вовремя, а не с 11-месячной задержкой, то есть в начале 2016 года, а не в конце года, они бы успели воспользоваться нормой закона, в соответствии с которой собственник может через суд поставить свою недвижимость на учёт. Однако уже с 1 января 2017 года из закона "О государственном кадастре недвижимости" исчезли статьи, позволяющие это сделать. Так что теперь жильцы вынуждены ждать, когда застройщик добьётся окончания всей процедуры.

Примерно с тех же пор изменилась процедура оформления процесса, теперь в нём участвует Госстройнадзор. "Раньше ответственность по постановке на кадастр была на застройщике. Сейчас мы, как почтальоны, должны взять у него необходимые документы и передать их в Росреестр. Это как пятое колесо в телеге", - прокомментировал ситуацию Михаил Москвин.

По его словам, в начале недели он даже ездил к главе регионального отделения Игорю Шелякову, чтобы наладить работу по оперативному обмену замечаний. "Застройщик нанимает кадастровых инженеров, которые свою работу выполняют некачественно. Сейчас ищем механизмы, как убрать наше звено из этой схемы", - добавил он.

Председатель ГСН Денис Горбунов рассказал, что причины, из-за которых разворачивают документы Normann, технические и связаны скорее с оформлением, чем с содержанием. С его слова, процедура выглядит так. Представитель девелопера привозит в комитет диск с техническим планом. Сотрудники ведомства открывают его, но проверяют только на наличие файла как такового. Далее отправляют с остальной корреспонденцией в Росреестр.

- Много в Ленобласти случаев, когда целый жилой комплекс в течение года не могут поставить на кадастр?
- На моей памяти — это единственный.
- Вы имеете право хотя бы изучить на предмет возможных ошибок этот файл, чтоб подсказать, что надо исправить?
- Нет, конечно.
- Сколько дней проходит между тем, как диск привозят вам, а вы отвозите его дальше?
- Это не регламентировано. Вот сегодня Normann передал снова экземпляр, завтра уже будет по адресу.
- Вам не кажется, что это всё немного глупо?
- Так положено, мы выполняем.

Не лишним будет напомнить, что Денис Горбунов в юности собирался быть кадровым военным, по крайней мере, закончил Военно-космическую академию имени Можайского.

Пресс-секретарь Normann Олег Ведутов не смог найти в себе силы ответить на вопрос, что мешает компании в течение года зарегистрировать строение. Так его задели публикации 47news о поведении дочери председателя совета директоров фирмы Виктора Сеппенена, выложившей в сетях фото своей роскошной жизни. Также Ведутов особо обратил внимание на то, что его должность называется "директор по коммуникациям".

Сам Виктор Сеппенен, напротив, поспешил выяснить у юристов, что происходит с жилым комплексом. "Меня заверили, что нашей вины в сложившейся ситуации нет. Есть некие технические проблемы, которые скоро будут решены. Когда нам сначала выдали разрешение на ввод в эксплуатацию, а потом аннулировали его, загвоздка была в координатах. В градплане они были перепутаны, и надо было всего лишь поменять "x" на "y". Может, и тут что-то в таком роде. Дольщики пусть выходят на нас, совместно мы решим проблемы. Мы прекрасно понимаем, что ситуация сложная, а регистрация — это важная вещь", - сказал он.

Впрочем, дольщики опасаются даже не за настоящее, а за будущее. В связи с очевидными трудностями фирмы они боятся, что застройщик уйдёт в процедуру банкротства. А это значит, что на кадастр уже и ставить будет некому. "Мы не собираемся банкротиться", - пообещал на этот счёт Виктор Сеппенен.

Кстати, в числе опасений несостоявшихся жителей — ситуация со школой, из-за которой год назад и отменили разрешение на ввод в эксплуатацию. "Считаю, что и сейчас постановка на кадастровый учёт используется как инструмент давления", - пишет, к примеру, Лусине Петросян в письме в адрес Владимира Путина.

Впрочем, по словам Михаила Москвина, одно с другим не связано. К тому же, по его информации, строительство образовательного учреждения на 1175 мест по плану должно быть завершено в июне 2019 года. "Школа с проблемой кадастра никак не связана", - подтвердил Виктор Сеппенен.

Глава областного Росреестра Игорь Шеляков уверен, что вина за сложившуюся ситуацию лежит на кадастровом инженере, которого, в свою очередь, плохо контролирует компания-застройщик.

- Вот представьте, если вместо дверей в техническом плане указаны окна или нет номеров квартир, как мы можем поставить дом на учёт.
- Подозреваю, что в любом талмуде можно найти миллионы ошибок. Так ли они важны, когда на другом конце проблемы людей, которые не могут получить инсулин? Неужели техническая ошибка важнее человеческой жизни?
- Да причём тут человеческая жизнь? Что ж вы сразу так принципиально?
- Смущает только, что когда во Всеволожском районе у вас земля переезжает туда-сюда, Росреестр прекрасно всё ставит на кадастр и ни с кем не спорит. А тут прямо трагедия.
- Кадастровый инженер криво выполнил свою работу, дело только в этом. У остальных же как-то получается.

Получается, что никто из участников процесса не виноват, но от этого не легче. А президента и так выберут.

Юлия Гильмшина,

47news