9 ноября был дан официальный старт разработке Штокмановского месторождения. ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) и ООО «Газфлот» (дочерняя структура “Газпрома”), наконец,  подписали договор на проектирование и строительство двух плавучих буровых установок для работ на газоконденсатном месторождении. По этому контракту завод получит 59 миллиардов рублей. Строительство на объекте должно завершиться к 2010 году. Старт добычи газа намечен на 2013 год, поэтому по контракту ВСЗ на реализацию проекта дали только три года.


В соответствии с условиями договора ВСЗ должен произвести полный комплекс работ по проектированию и строительству "под ключ" двух полупогружных буровых установок и сдать первую установку в 2010-м, а вторую - в 2011 году. В качестве базового проекта выбрана платформа MOSS CS-50, которая спроектирована для эксплуатации в условиях северных морей.


Многоцелевая платформа со свободной палубой Moss CS-50 относится к 5-му поколению полупогружных платформ, спроектированных компанией "Moss Maritime AS" (Норвегия). Платформа катамаранного типа размещена на двух понтонах, корпус поддерживают шесть стабилизирующих колонн. Основные размеры: 118:70:40 м, вес около 15 тысяч тонн. В зависимости от назначения платформы на палубе можно разместить любое оборудование - добывающее, буровое, крановое, жилое.


Три аналогичные платформы в 2007 году строит конкурент Выборгского завода - северодвинский "Севмаш". Проектирование и управление проектом ведут норвежские компании MOSS MARITIME AS и MOSS MOSVOLD PLATFORMS AS, а сами платформы предназначены для различных нефтегазовых компаний.


Как пояснили «Фонтанке» в пресс-службе ВСЗ, установки будут представлять собой самоходные плавучие сооружения катамаранного типа с двумя понтонами и шестью стабилизирующими колоннами, поддерживающими верхний корпус и верхние строения. Они также будут оснащены всем необходимым оборудованием для эффективного и безопасного функционирования в суровых условиях Баренцева моря. Там постоянно смогут проживать 128 человек экипажа. Платформы будут строиться на Выборгском заводе под техническим наблюдением Российского Морского Регистра Судоходства с учетом действующих правил и стандартов РФ. Расчетный срок службы таких установок составит, по предварительным данным, более 20 лет .


Кстати, таких крупных заказов ВСЗ не получал уже 10 лет. В последний раз ВСЗ выполнял подряд на строительство платформы для запуска космических ракет проекта Sea Launch. После этого предприятие перешло на строительство нефтеналивных танкеров и небольших судов.


Именно поэтому многих экспертов удивила победа завода на конкурсе “Газпрома” в августе. Но, как отмечали в самой компании, на решение совета директоров повлияло два косвенных преимущества ВСЗ. Прежде всего, достаточно выгодное географическое положение завода по отношению к месторождению, которое находится в Баренцевом море. Выборжане к Штокмановскому гораздо ближе, чем корейское предприятие, предложенное партнером «Газпрома» - французской компанией Total. В «Газпроме» совершенно объективно рассудили, что Выборгский завод быстрее приступит к реализации проекта, так как сможет оперативнее доставить конструкции будущих платформ в Баренцево море.


Правда, справедливости ради, в организации отметили, что «придержали» проект, связанный с монтажом еще четырех платформ на том же месторождении. Их отдали на откуп французскому Total. Таким образом, «Газпром» сможет, даже при неудачном сотрудничестве с ВСЗ, не откладывать пуск Штокмановского, а привлечь к строительству дополнительных платформ корейских или французских субподрядчиков.


В 2010 году на Штокмане начнется крупномасштабное строительство. На месторождении смонтируют подводно-добывающий комплекс и газовую платформу, проведут подводный и сухопутный газопровод. Планируют также возвести завод по переработке сжиженного углеводородного газа. Директор ООО «Севморнефтегаз»(дочерняя структура Газпрома) Юрий Комаров подтвердил, что в ноябре текущего года будет принято соответствующее решение. По его словам, сейчас рассматриваются две площадки, по которым уже проведены необходимые согласования. Наиболее перспективной считается площадка в Видяево, так как оттуда планируется пустить газопровод в Волхов.



Как выяснилось, Штокман может стать последним месторождением, которое освоит на шельфе “Газпром”. Как сообщал на конференции RAO/CIS OFFSHORE, прошедшей в Петербурге в сентябре, заместитель министра природных ресурсов РФ Алексей Варламов, в правительстве рассматривают два варианта развития событий: освоение Арктики мощностями и инициативой “Газпрома” и “Роснефти”, либо государственное присутствие в отрасли и разработка месторождений по госзаказу.


Напомним, что Штокмановское газоконденсатное месторождение - одно из крупнейших месторождений в мире - было обнаружено в 1988 году. Оно расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 290 км к западу от побережья островов архипелага Новая Земля и в 650 км от порта Мурманска. Объем запасов месторождения составляет 3,6 триллионов кубометров газа и 30 миллионов тонн конденсата. Инвестиции в первый этап реализации проекта оцениваются в 10-13 миллиардов долларов. Он предусматривает добычу 22,5 миллиардов кубометров газа в год , строительство завода по производству сжиженного природного газа. Штокмановский газ планируется поставлять в Мексиканский залив и на восточное побережье США, а также рассматривается возможность его транспортировки в Европу. Конденсат с месторождения будет поставляться на российский и европейские рынки.


Мария Могилевская,