Новая фобия появилась у 200 миллионов после падения на несколько часов мессенджера Telegram. Чиновникам было тревожно: вдруг интриги, а они не в теме. У журналистов гаджеты остались, а инструмент выпал.

- Чертова почта! Новость через неё отправил.

- Еще не дошло, жду.

Примерно такие диалоги с вариациями можно было услышать в редакции 47news между корреспондентами и выпускающим редактором в те несколько часов 29 марта, когда не работал интернет-мессенджер Telegram. С таким же чувством дискомфорта столкнулись коллеги с "Фонтанки" в соседней репортерской. "Нас бомбит, неудобно - жуть", - обронил на бегу один из наших оранжевых братьев. Раздражение было ощутимым. Судя по словам товарищей из других изданий, у них было сходное ощущение. Это не говоря о том, что многие из собеседников 47news в чиновничьих кругах и силовых структурах наряду с привычным WhatsApp уже прочно обосновались в Telegram. Аналогичное неудобство испытали, естественно, не только журналисты, но и более приличные компании. А что было в стане либеральной тусовки  и представить страшно. Кстати, в обиходе мессенджер называют Телегой.

Напомним, 29 марта Telegram в течение нескольких часов был недоступен в России, Индии, Германии, Франции и Италии. Основатель компании Павел Дуров объяснил сбой отключением электричества в дата-центрах компании. 23 марта Telegram сообщил о подключении 200 миллионов пользователей по всему миру. Версии блокировки были на любой вкус. От пресечения выборов в Telegram вора в законе после приговора Шакро Молодому до козней ФСБ.

Второй стороной блэкаута стала тишина в многочисленных Telegram-каналах. Замолчали любимые чиновниками, с претензией на конспирологию, "Незыгарь" и "Футляр для виолончели" (чиновники, кстати, самый уязвимый электорат для анонимных сообщений, поскольку и так живут в состоянии трепета от постоянных новостей об арестах и звероподобной борьбе с коррупцией). Перестали приоткрывать обывателю секреты полицейской сводки "388" и "Опер слил" (так себе секреты, но обывателю нравится чувствовать себя причастным). Не увидеть было свежих фото и видео из зоны сирийского конфликта на Directorate 4 и WarGonzo. Оборвался поток свежих происшествий в Петербурге и Ленобласти от "Мегаполиса" и по всей стране от шебутного Mash и быстрого "112". Затих самый крупный канал русскоязычной зоны Telegram "Сталингулаг", насмехающийся над окружающей действительностью. Официальные ведомства, например, Следком и Генпрокуратура, заселившиеся в мессенджер, тоже перестали снабжать своими относительно вольными интерпретациями официальных заявлений. Взрослым людям пришлось тратить время и вручную заходить на "РБК", "Коммерсант" и The Bell.

Надо понимать, что даже пять-семь telegram-каналов формируют непрерывную бомбёжку сообщениями с утра и до поздней ночи. Для многих наступил пугающий вакуум. Опрошенные знакомые сравнивали эти чувства с тем случаем, когда забываешь дома мобильный. По мнению 47news, если смотреть на человечество в исторической перспективе как на генератор создания проблем себе же — это новая напасть.

В качестве ремарки отметим, что, как всегда, ни малейшего дискомфорта не испытали мошенники. За несколько часов, пока молчал мессенджер, они заработали около 60 тысяч долларов. Злоумышленники обещали от лица компании компенсацию в виде криптовалюты. Для этого предлагалось сначала отправить незначительную сумму на указанный счет. Излишне здесь говорить, что схема классическая, мотивация тоже.

47news спросил специалиста по нашим головам, что это за чувство обеспечил тысячам пользователей отключившийся мессенджер.

Доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Яничева рассказала, что стрессовое состояние тех, кто использует мессенджер как инструмент, понятно.

- Как только вы лишаете человека чего-то удобного, привычного, того, что облегчает процесс, то появляется раздражение. Прямым его выражением является агрессия. Представьте реакцию водителей, если встанут автомобили.

Что касается людей, получающих информацию, то Яничева привела аналогию с пыткой.

- Если человека помещают надолго в тёмную комнату, то не каждый выдерживает. Называется это сенсорная депривация. Ощущение вакуума создает ощущение тревоги. В случае с информацией тревога может зашкаливать. Мы так устроены, что нам важно получать сведения об окружающем мире.

По словам психолога, это вещи глубинные. "Когда я прошу своих студентов сделать усилие и не смотреть ленту в соцсетях, то они описывают свои ощущения как полное выключение из жизни. Происходит это потому, что у многих получение информации создает иллюзию вовлеченности в события", - уверена собеседница, добавив, что для людей, которые различают грань, такая связь опасности не несет, а возможности расширяет.

Здесь заметим, что среди прочих версий отключения мессенджера обсуждалось поигрывание мускулами отцом-основателем этой матрицы Павлом Дуровым на фоне склок с контрразведкой и Роскомнадзором в судах. Впрочем, эти дрязги напоминают постановку. Есть мнение, что ФСБ давно имеет доступ к той переписке, которая интересует службу.

В конце скажу за себя. Когда часа через три после падения Telegram поднялся и телефон привычно забарабанил сообщениями, от сердца отлегло.

 

Виктор Смирнов,

47news