Ждать осталось недолго. Года два-три, когда Европейский союз будет готов повсеместно вводить систему предварительного декларирования, а отечественные таможенные посты модернизируют. Недавно назначенный начальник СЗТУ Михаил Прокофьев поделился с журналистами своими грандиозными планами.
Виновницей сложившейся ситуации на приграничных территориях начальник Северо-западного таможенного управления Михаил Прокофьев считает экономическую политику соседей. Впрочем, наши пункты пропуска пока тоже не очень готовы к современным логистическим схемам. Действительно, по словам Прокофьева, та же железная дорога работает только на 20 процентов от своей реальной мощности. Например, автомобили можно возить в специальных вагонах, а не в автопоездах, как это делается в большинстве случаев.
Не стоит забывать и о том, что импорт и транзит грузов – серьезная составляющая бюджета любого государства. Северо-запад России, к сожалению, пока недостаточно привлекателен для многих компаний, занимающихся международными перевозками. Финские и эстонские портовые терминалы пока оказываются более востребованными, зато потом весь этот товаропоток направляется к сухопутным границам России. На приграничных территориях соседи не спешат оборудовать площадки для отстоя техники. К примеру, финны на пункте Ваалимаа планируют построить новую площадку для грузовиков, ожидающих своей очереди, только в 2008 году. МАППы не справляются с возросшей нагрузкой, это, по меткому определению начальника, подобно тому, как если было бы нужно «провести слона, но вместо ворот есть только калитка».
Все претензии относительно того, что и отечественные таможенные терминалы являются «препоной» на пути скорейшего прохождения грузов, Михаил Прокофьев парирует просто: для соседей пропуск товаров – экспорт, а «для нас – импорт. И досмотр должен быть более тщательным». Случается, что документы на товар меняют на нейтральной территории. Из Финляндии выезжали дорогостоящие мониторы, а к русской границе приехали «банки с краской». Чтобы разобраться с такими грузами, требуется время.
Через границу с ветерком
Один из способов несколько ускорить процесс прохождения товаров через границу – установка информационно-досмотровых комплексов. ИДК позволяет «не проверять те машины, которые проверять не надо», - уверен Прокофьев. После «сканирования» грузовика только действительно «подозрительные» будут отправляться на полный осмотр.
В этом году на территории СЗТУ должны заработать 5 стационарных ИДК, три из них в непосредственной близости к Петербургу – на российско-финской границе и на Первом контейнерном терминале Балтийской таможни. На МАПП «Торфяновка» пока находится мобильный ИДК, но после установки стационарной системы его переместят в Светогорск. Всего же на Северо-Западе до конца года появится 7 мобильных комплексов. Однако широкое использование ИДК сможет решить вопрос с пропускной способностью таможни только на 5-10 процентов, уточнил Михаил Прокофьев.
Технические нововведения неминуемо потребуют и кадровой переориентации личного состава. Привлекать планируется не только силы из центрального аппарата, но и собственные резервы. ФТС России выделяет 5,5 тыс. сотрудников для пополнения штата региональных управлений. Часть из этих людей попадет и в СЗТУ, однако пока Прокофьев готов обходиться и собственными силами, поскольку «больших вливаний из центра мы не ждем». Усилят, в первую очередь, Выборгскую таможню. На все посты будут направлены по 30-40 человек. Чиновников от таможни больше не станет, заверил Михаил Юрьевич.
Уже 1 ноября по-новому будет работать и Балтийская таможня. Посты укрупнили, сотрудников перераспределили. Так, считает Прокофьев, намного эффективнее: «Прежняя структура себя не оправдала, в частности были сложности с подачей деклараций», - пояснил начальник СЗТУ.
Ждем весь мир
Россия уже давно реализовала пилотные проекты в области применения предварительного и электронного декларирования, Европейский союз «догонит» нас только к 2009 году. «Нас это не устраивает, мы рассчитывали на более ранние сроки», - заявил Михаил Прокофьев.
Особенно беспокоит таможенников предварительная подача данных о грузах. Это позволяет значительно сократить сроки прохождения границы. Так на настоящий момент действуют только несколько финских компаний. В будущем все грузы будут делиться по «коэффициентам надежности» от первого до пятого уровня, в зависимости от объема имеющейся информации и наличия гарантий. По словам Михаила Прокофьева, в 2008 году пробовать новую систему будут только в 10 странах Европейского союза.
До эпохи высоких технологий на границе осталось ждать всего год.
Ксения Потеева