Фонд госкорпорации не был рассчитан на эпидемию банкротств отечественных банков 2017 года. Вот Агентство по страхованию вкладов и ищет новые источники. Вплоть до подачи исков на счастливчиков, кто забрал свое перед крахом.
АСВ пошло частым бреднем по вкладчикам, что забрали свои средства незадолго до банкротства банков. Те, кто сумел выпрыгнуть с саквояжем денег из летящего под откос дилижанса, радовались недолго. Агентство массово подает на расторопных в суд.
По информации газеты "Ъ", АСВ подало более 150 исков об оспаривании предбанкротных сделок в рамках банкротства Военно-Промышленного банка (ВПБ), а также 400 исков к вкладчикам "Татфондбанка". Главным образом ответчиками выступают физические лицам. Иски поданы АСВ спустя год и более после снятия средств.
У московского "Военно-промышленного банка" лицензию отозвали 26 сентября 2016 года. В Петербурге ВПБ был представлен четырьмя филиала. Ограничения на выдачу вкладов в них, а также их открытие и пополнение, были введены за несколько недель до краха. А казанский "Татфонд" схлопнулся 3 марта 2017 года. Этот банк был крупнее, чем Военно-Промышленный, но в Петербурге имел только одно отделение — в Renaissance Plaza на улице Марата.
А всего, согласно "книги памяти" Banki.ru, с сентября 2016 года по 1 января 2018 года прекратили свое существование ровно 100 российских банков. Среди них было и одно кредитно-финансовое учреждение из Ленинградской области - "Выборг-банк".
Директор департамента общественных связей Агентства по страхованию вкладов Анжелика Есаянц по телефону не смогла прокомментировать 47news ситуацию c исками. Такой способ коммуникации АСВ не устроил. "Спасибо, что направили нам запрос", - отрезала Есаянц прежде чем повесить трубку.
Когда 47news рассказал новость профессору ВШЭ Андрею Заостровцеву, экономист предположил, что, возможно, иски АСВ могло подать к руководству обанкротившихся банков, менеджерам и их родственникам. Обладая инсайдерской информацией о нездоровой ситуации, они вполне могли успеть вывести деньги. Но поскольку речь идет о сотнях исков, то все-таки вряд ли агентство ударило по обладателям подобных знаний.
Эксперт считает, что АСВ испытывает значительную нагрузку на свой фонд.
Напомним, что в 2017 году пришлось помахать ручкой такому крупному банку, как "Югра". Спасают проблемные "Открытие" и "БинБанк". А в декабре ЦБ назначил временную администрацию в "Промсвязьбанке". Предварительная оценка спасения "БинБанка", "Открытия" и "Промсвязьбанка" составляет порядка 1 триллиона рублей.
А Reuters, ссылаясь на полученный от АСВ ответ на запрос, сообщало, что к концу 2017 года Агентство потратило на вклады рухнувших банков средства Центробанка в объеме 821 миллиард рублей. Банк России стал выдавать кредиты АСВ, когда фонд системы страхования вкладов приблизился к 40 миллиардам рублей. Кредитная линия Центробанка после очередного увеличения в III квартале 2017 года составила 1,03 триллиона рублей. Агентство планирует вернуть эти средства в 2025 году.
- На мой взгляд, фонд АСВ покрыл только пятую часть убытков, которые нужно было покрыть в прошлом году. Дали о себе знать проблемы у крупных банков. Взносов, поступающих в фонд, хватать перестало. Привлекаются деньги Центробанка. Но это чистая эмиссия. Теоретически ЦБ может выпустить денег сколько угодно, он ограничен только соображениями разумности, - рассказал 47news Заостровцев.
Ситуацию с получением АСВ кредитов от Банка России на страховые выплаты собеседники 47news сравнивают с Пенсионным фондом. Теоретически, он должен пополняться за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но их не хватает. Приходится использовать бюджетные вливания. С фондом АСВ тоже самое. Но это не означает, что Агентство само не должно искать новые источники пополнения. Массовые иски — один из вариантов.
Финансовый и биржевой аналитик, экономист Степан Демура в разговоре с 47news заметил, что в сторону Агентства по страхованию вкладов в последнее время не смотрел, но о непростом положении дел в АСВ знает.
- Там миллиардные долги перед Центробанком. В АСВ нет денег вообще, - заявил Демура.
По информации "Ъ", суд удовлетворяет иски АСВ, ссылаясь на наличие у обанкротившихся банков картотеки неисполненных платежей. При этом некоторые иски суд рассматривает буквально за 10-15 минут.
Картотека составляется в том случае, если банк не имеет достаточного объема средств для выплаты вкладчикам. Срок действия картотеки — 14 дней, затем Центробанк обязан отозвать лицензию. А после этого вкладчик может написать заявление о страховом возмещении. Оно выплачивается в размере 100% всех его вкладов в банке, но не превышающим в совокупности 1,4 миллиона рублей.
Как рассказала 47news руководитель аналитической службы юридической компании "Инфралекс" Ольга Плешакова, входящая в Общественный совет по взаимодействию с кредиторами финансовых организаций при АСВ, в данном случае стоит ориентироваться на федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". А в нем есть статья 189.40. "Особенности признания недействительными сделок кредитной организации". Так, основания недействительности имеются только у сделок, выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности. Есть и признаки этой самой необычной хоздеятельности. Подозрительным может считаться платеж, который существенно отличается от тех, что клиент осуществлял прежде. В частности, если в течение одного операционного дня была снята сумма свыше одного миллиона рублей.
В разговорах с 47news банковские аналитики высказали мнение, что, скорее всего, иски к вкладчикам, сумевшим вызволить свои средства из предбанкротных банков, рассылают все-таки не чёсом. Смысла судиться с клиентом, чей вклад не превышает 1,4 миллиона рублей, нет никакого. Ведь эту сумму придется вернуть в виде страховки. Зато с крупных клиентов можно кое-что собрать. Теперь клиенту надо доказать, что его решение в один день забрать миллионы из проблемного банка было обычной хозяйственной деятельностью. Момент этот тонкий. А судебные тяжбы могут длиться долго, и сдюжат их далеко не все.
- А так, конечно, скребут откуда только могут, - подтвердил 47news один из собеседников.
Александр Калинин,
47news