Почему инвестиции в экономику Ленобласти не стоит прогнозировать, как две пиццы помогают проектному управлению и о том, когда расцветет Пикалево, 47news спросил у вице-губернатора Дмитрия Ялова. А заодно мы узнали, что за систему МФЦ ему точно не стыдно.
- Дмитрий Анатольевич, в этом году правительство Ленобласти "перепрошило" все ключевые госпрограммы. Для чего это нужно и к чему приведёт?
- По факту, ранее госпрограммы были просто аналитическим приложением к бюджету. Это под 400 страниц текста, разобраться в котором крайне сложно. Мы решили перестроить эту систему. Существует стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года. В ней указаны шесть главных направлений: индустриальное лидерство, развитие агропромышленного комплекса, здравоохранения, образования, а также транспортной логистики, и создание комфортной городской среды. К ним добавляются 12 поддерживающих проектов. На основании стратегии мы делаем конкретные планы её реализации для каждого органа государственной власти — карты сбалансированных показателей. В них попадают ключевые выводы из госпрограммы, а это не более страницы текста по каждому из направлений и проектов.
- То есть 400 страниц запутанного текста превращаются в шесть страниц, понятного для чиновников и служащих?
- Именно так, там изложены конкретные вещи. На основании этих карт мы сократили, конкретизировали, объединили многие подпрограммы. Моя мечта — чтобы каждое совещание у губернатора или профильного вице-губернатора начиналась не с чистого листа, а по конкретным вещам, изложенным в госпрограммах. Там указано, о чем договорились ранее, а на совещании обсуждается только то, что сделано и не сделано, и что нужно изменить.
- Эта перезагрузка госпрограмм уже полностью завершена?
- Основных - да, а полностью проект, который мы назвали "Госуправление 2.0", завершится в первой половине следующего года.
- Раз вы упомянули будущий год — классический вопрос. С какими результатами завершает год нынешний областная экономика?
- У нас сейчас есть официальные цифры за девять месяцев 2017 года — рост инвестиций составил 126,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это при том, что в прошлом году тоже был заметный рост — 111,6%. По приросту инвестиций за последние несколько лет мы вообще регион-лидер в стране. Кстати, есть такой показатель "майских указов". Согласно ему, доля инвестиций в объёме валового продукта региона должна быть не менее 24%. А у нас она уже достаточно давно больше 26%.
- И в какие отрасли экономики идут инвестиции?
- Самая растущая отрасль — нефтегазохимия. Например, активно строящийся завод по производству аммиака компании "Еврохим" в Кингисеппе — там объём инвестиций порядка 70 миллиардов рублей. Также хорошие показатели дают вводы мощностей строящейся ЛАЭС-2 — порядка 20 миллиардов рублей в год, завершение проекта по гидрокрекингу (комплекс глубокой переработки нефти — ред.) на "Киришинефтеоргсинтезе" - примерно столько же.
- Это проекты-гиганты. А можете назвать меньшие компании, дающие положительную динамику в инвестициях?
- В основном, это предприятия агропромышленного комплекса. У нас активно развивается тепличное производство овощей и производство мяса индейки. Также рост даёт и производство товаров народного потребления. Например, завод "Катерпиллар" в Тосно или завод "Респираторный комплекс" в посёлке имени Морозова. Это не гиганты, а предприятия среднего бизнеса. Судостроительное производство, инвестирующее в обновление своего оборудования, тоже нас радует.
- Сделаете прогноз по инвестициям на следующий год?
- Прогнозируем мы всегда консервативно. По двум причинам: во-первых, жизнь непредсказуема, и достаточно сложно учитывать негативные внешние факторы. Но, главное, от нашего прогноза зависит формирование бюджета. Если прогноз будет излишне оптимистичным, такие цифры будут заложены в бюджетные поступления. И если, в итоге, инвестиций в таком объёме не будет, нам потом придётся закрывать кассовые разрывы. Так что здесь буду осторожен.
- Хорошо, тогда спрошу о проектном управлении, которое внедряется в регионе уже два года. Оказалось ли оно эффективным?
- Задача проектного управления — заниматься сложными, межотраслевыми проектами, в которых задействован целый ряд различных ведомств. Официально Аналитический центр при правительстве Российской Федерации признал нас лучшими по двум номинациям: "Система управления проектной деятельности в регионе" и "Проектный офис по улучшению инвестклимата".
При этом сами мы настроены достаточно самокритично. Действительно, нам удалось внедрить проектную культуру, организовать мониторинг новых проектов, создать организационный штаб по приоритетным проектам при губернаторе, сформировать ряд отраслевых проектных офисов. Например, наш, при экономическом блоке, сейчас сопровождает сразу порядка 20 проектов. Самый сложный момент — процесс старта новых проектов, нам удалось ускорить. Но есть и минусы.
- Какие именно?
- Мы регулярно сталкиваемся с имитацией проектного управления, с формализмом. Как говорит Герман Греф, команда любого проекта должна соответствовать принципу "две пиццы". То есть, число участников команды должно быть таким, чтобы их можно было накормить максимум двумя пиццами, не больше. Ну, это максимум восемь человек. А мы регулярно видим, как коллеги формируют команды из 20-30 человек. Сразу вопрос — вы точно собираетесь регулярно встречаться в таком составе? Если нет, это уже не команда, а просто участники. Также крайне важна роль лидера команды — очень часто из-за занятости руководитель проекта устраняется от обязанностей, делегируя свои полномочия техническим специалистам, что крайне неверно. Проектное управление предполагает, что люди хотят добиться результата. А если нет — оно никак не поможет.
- Понятно. В ближайшее время моногород Пикалево должен стать ТОСЭР — территорией опережающего социально-экономического развития. Чем ему поможет этот статус?
- На практике ТОСЭР — это просто набор серьезных налоговых льгот. Помимо налога на прибыль и имущество там льготируются и начисления на фонд оплаты труда — самая объёмная с точки зрения налоговых платежей часть для трудозатратных отраслей. В первую очередь, это поможет легкой промышленности.
- А почему именно Пикалёво?
- Это моногород. Главная идеология ТОСЭР — диверсификация экномики и снижение зависимости населения от градообразующего предприятия. Ведь существующие на территории до присвоения статуса предприятия льгот не получают, получают только новые. Они и должны появиться там. Сейчас мы уже договорились с компаний "Экокультура", которая намерена построить в Пикалёво тепличный комплекс, и с тремя швейными производствами. Надеюсь, что этим не ограничится и количество новых отраслей, представленных там, будет только улучшаться.
- Если говорить об улучшениях — стал ли бизнес в Ленобласти в этом году чувствовать себя лучше? Уменьшилось ли, скажем, число различных проверок?
- Для улучшения бизнес-климата в стране в целом Агентство стратегических инициатив разработало ряд целевых моделей. Их выполнение обязательно для субъектов РФ. Сегодня процент выполнения целевых моделей в Ленинградской области составляет порядка 84%. Например, у нас полностью внедрена модель по работе с инвестором в режиме одного окна. Результат налицо — даже крупные компании, имеющие возможность побеседовать лично с губернатором или со мной, стали пользоваться услугами Агентства экономического развития Ленобласти. Оно быстро отрабатывает все вопросы и необходимые согласования.
Удалось улучшить показатели по внедрению целевой модели получения разрешений на строительство: наконец-то приняты генпланы по подавляющему большинству муниципалитетов. Хорошие темпы набрал Росреестр - теперь право собственности в электронном виде регистрируется за три дня. А ещё в начале этого года процедура зачастую занимала месяц.
Что касается целевой модели по контролю над надзорной деятельностью, выполнение пока не на "отлично", но на "хорошо". Мы уже добились, что все надзорные ведомства, проверяющие бизнес, вывесили у себя на сайтах конкретные перечисления - что именно они будут проверять на выездных проверках. К сожалению, пока не удалось ввести риск-ориентированный подход к проверкам. Предполагалось, что в зависимости от рода деятельности компании они будут разделены по степени риска для жизни и здоровья граждан. Более "рискованные" будут проверять чаще, менее — реже. Но пока федеральное правительство не произвело соответствующее разделение по категориям предприятий.
- Ну, и в финале — областная система МФЦ. Скажите, кем она больше востребована — жителями или бизнесом?
- Я бы не стал делать такого разделения — этап привыкания давно прошел. МФЦ востребованы и там, и там. К августу этого года, когда завершилась передача к МФЦ ряда функций от Росреестра, ФНС, Пенсионного фонда, поток клиентов очень сильно возрос. У нас даже были сложности в отдельных филиалах по времени ожидания граждан. Пришлось серьезно увеличить штат сотрудников и число окон. С начала ноября ситуация нормализовалась.
- Сколько сейчас МФЦ в Ленинградской области и планируете ли открывать новые?
- Весь минувший год мы работали не над увеличением количества многофункциональных центров, а над улучшением качества их работы. Сейчас в регионе 35 МФЦ для граждан и четыре — для бизнеса. Сильно число центров не увеличится и впредь. Еще 1-2 небольших отделения могут появиться в густонаселенной пригородной зоне Всеволожского района — в Кудрово, в Мурино. Там это необходимо. Может быть, появятся дополнительные окна в Луге и Кингисеппе. Ну, и откроется пятый МФЦ для бизнеса.
- А на сколько система МФЦ обременяет бюджет?
- Наша система МФЦ — одна из самых окупаемых в стране. Мы, в отличие от других субъектов, порядка 45% средств на содержание получаем от госпошлин, которые платят граждане и бизнес. В других регионах этот показатель не превышает 20-30%. Но остальное ложится на бюджет, ведь раньше часть функций выполняли федеральные ведомства. А вообще скажу честно — за эту систему мне точно не стыдно. В отрасли оказания госуслуг мы действительно за несколько последних лет обеспечили коренной перелом.