Смета, определяющая 200-тысячную зарплату депутатов ЗакСа Ленобласти, официально признана тайной от народа. О ней нельзя говорить вслух, думать и спрашивать. Так решил один важный, о ком вообще лучше забыть. Народные избранники же публично признали себя горемычными и просят защиты от своего же спикера Бебенина.
Наконец-то депутаты ЗакСа Ленобласти поверили 47news и осознали, какими жалкими на самом деле являются.
Вскрылось это в понедельник, 4 декабря, когда группа народных избранников попыталась ввести штраф чиновникам за плохое обращение с ними. Парламентарии поняли, что исполнительная власть даже не вытирает ноги. Вытирать можно, когда замечаешь объект, а в случае с парламентом выходит, что правительство его в упор не видит - не отвечает на запросы и вопросы. Впрочем, бунт был погашен на этапе зарождения, и законопроект был снят с повестки дня.
Но, как в известном анекдоте, осадочек остался.
Депутат Сергей Караваев. Фото: Валентин Илюшин, 47news
Видимо, поэтому один из инициаторов зарождающегося сопротивления, бывший милиционер и действующий депутат Токсовского округа Сергей Караваев, выступил с экспрессивной речью. В ней была гамма чувств, но сводилась она к тому, что 36-летнего молодого человека обидели. "Это мой первый осознанный бюджет, я его воспринимаю остро. Знаете, отношение власти к нам такое, что хуже не было. Нам просто дают список программ, уже составленных. Поправки мы подаем только в рамках депутатского фонда", - открыл для себя тайну он.
Рассказал, как в рамках изучения поправок к бюджету вызвал на комиссию по строительству представителя строительного комитета. По его словам, пришла некая "заместительша" и в грубой форме надругалась над попытками народного избранника повлиять на судьбу адресной программы.
Скорей всего, речь шла об обходе Мурино, о котором Караваев переживает уже несколько недель. "Я ее даже как звать не знаю, спрашиваю, ты хоть скажи, какие программы есть у нас в округе. Она сказала только, будто я тут никто, три программы у нас", - завелся Караваев.
Депутат Владимир Петров. Фото: Валентин Илюшин, 47news
Депутат Владимир Петров проговорил речь прошлогодней давности. Ничего не изменилось с тех пор, когда он спрашивал, почему депутатам не разрешается толком вникать в формирование бюджета, хотя бы на уровне обсуждения. На нулевом чтении им нельзя задавать вопросы, потому что они вроде как не знают, о чем. В рамках первого нельзя высовываться, потому что там речь идет только об общих параметрах. На втором чтении поправки, которые вроде как можно подавать, но опыт Караваева подсказывает, что и не стоит. В рамках третьего чтения, когда он и произносил все эти слова, обычно тоже затыкают, но "вот сегодня дали выступить".
- Обращаюсь к Сергею Николаевичу (Перминов - ред.) и Роману Ивановичу (Марков - ред.). Прошу воздействовать на Сергея Михайловича (Бебенин - ред.), защитите вы несчастных депутатов. Все нам говорят, чтоб мы помалкивали. Похлопочите, а? - вовсю иронизировал Владимир Петров, столкнувшийся с тем, о чем так досадовал Караваев, уже пару лет назад.
Депутат-гитарист Алексей Ломов встрял с претензией, что даже повестку дня встречи с губернатором депутатам дают лишь накануне. А хотелось бы, чтобы по-человечески и заранее, ведь "все-таки, мы, депутаты, принимаем бюджет, и мы избраны народом".
Депутат Андрей Лебедев. Фото: Валентин Илюшин, 47news
"Я об этом уже пять лет талдычу. Как получал в день встречи, так и будешь получать", - тяжело шутил лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев.
Спикер ЗакСа Сергей Бебенин. Фото: Валентин Илюшин
По традиции системы, винтики стремглав попытались воздействовать на психику отступника Караваева. Спикер Бебенин объяснил ему, что "высказывать изжогу надо в другом месте, а имена чиновников - записывать". Сосед по столу Александр Верниковский не выдержал и напомнил, что к чиновникам правительства надо относиться с уважением. Татьяна Бездетко высказала многократное спасибо финансовому комитету. Экс-губернатор Вадим Густов посоветовал ходить на заседания правительства, ведь "те, кто хотел влезть в бюджет, могли это сделать до последней цифры".
Такое досадное, если не сказать вульгарно, уничижительное отношение, со стороны правительства к депутатам, большинство из которых его терпят, должно исходить из чего-то весомого. Того, ради чего взрослые мужчины и женщины забывают о своем статусе. На том же заседании почти официально было сказано, почему подобные сцены являются исключением и ни на что не повлияют.
Вопросом 23 было обсуждение сметы ЗакСа. Ранее мы писали, что этот документ чрезвычайно засекречен. Проект представлялся народным избранникам только в бумажном варианте. В кулуарах это объясняется тем, что он изрядно перерабатывался, и никому не стоит знать, как и зачем.
Возможно, дело в цифрах. Общая сумма трат на депутатский корпус составляет 484 миллиона 951 тысячу рублей. Расходы на обеспечение деятельности 29 депутатов, получающих зарплату, составляют 101 миллион рублей. При этом, в среднем, каждый из них в 2018 году получит 192 тысячи рублей, а спикер Сергей Бебенин – 266 тысяч рублей.
Кроме того, в распоряжение парламента отдано 30 машин, которыми пользуются депутаты и их подчинённые, если начальство разрешит. В прошлом году на эти цели выделялось 72 миллиона рублей, а в этом — 76,3 миллиона. В месяц выходит по 220 тысяч рублей на условную единицу. Это включает в себя и содержание технического средства, и бензин, и зарплату водителям. Все это, не говоря о мелочах, вроде пяти тысяч на телефон в месяц и других.
По данным 47news, не все комиссии даже приняли решение о принятии сметы. Кому-то показалось, что слишком маленькая зарплата у помощников, у кого-то появились другие претензии. Но, в целом, вероятно, тех, кто получает жалование из казны и ездит на машинах, все должно устраивать. К примеру, экс-футболист "Зенита" Алексей Игонин в частных разговорах и не скрывает, что пошел работать депутатом только ради зарплаты, ведь спортивных накоплений уже не хватает.
Так вот, Сергей Бебенин сходу заявил, что смета ЗакСа на заседании ЗакСа обсуждаться не будет. Так якобы было решено при обсуждении фракциями. И это при том, что у Владимира Петрова загорелся микрофон, то есть он хотел задать вопрос. Кстати, по информации 47news, спросить он как раз хотел, к чему такая секретность.
За документ проголосовали моментально, так быстро, что не успел погаснуть огонек у Петрова. "А я хотел вопрос задать. А мы уже проголосовали", - только смог разочарованно произнести он.
Журналист 47news подошел к спикеру Сергею Бебенину на пресс-подходе с банальным продолжением. После того, как на камеры он рассказал об открытости бюджета, был задан вопрос:
- Вы дали громкую пощечину депутатам ЗакСа, запретив спрашивать про смету. Бюджет формируется за счет налогов. В том числе, и моих. Так ответьте мне, вам что, стыдно за свою большую зарплату и поэтому вы стесняетесь обсуждений ее в зале? К чему вся эта секретность?
- Смета ЗакСа - это документ внутренний, который мы принимаем с депутатами. Там определяются наши траты на себя. И я, как единолично ответственный, решил, что говорить о нем публично мы не будем. На фракциях мы обсуждали смету и все, кому положено, ознакомились с ней.
- Вам не кажется, что вы ошиблись в формулировке? Не вы определяете траты на себя, а мы вам позволяем тратить наши деньги на вас?
- Запрет на обсуждение сметы есть в регламенте.
- Это вы придумали?
- Мне такой регламент достался.
- От кого?
- Не от царя Гороха же мне вспоминать.
На этом Бебенин экстренно удалился, а его пресс-секретарь пообещала прислать копию сметы. Правда, мы с ней уже давно ознакомились, но вдруг там что-то изменилось.
Попавшаяся по дороге председатель комиссии по бюджету и налогам Татьяна Бездетко тоже давала интервью телеканалу и тоже говорила об открытости и слаженности. Услышав вопрос 47news, она почему-то попятилась назад.
- Вы десять лет в парламенте. Вас не смутило, что смета ЗакСа засекречена?
- Ко мне таких вопросов не было.
- Я спрашиваю о вас лично, вас не смутило это?
- Меня - нет.
- Кто тогда засекретил?
- Таков регламент ЗакСа.
- В каком пункте это написано?
- Я не знаю.
- Вы председатель комиссии по бюджету и не знаете пунктов, касающихся бюджета. Вы только что расписались в собственной некомпетентности.
- Пишите, что хотите.
- Вам не кажется, что после признания в некомпетентности вам надо, как минимум, уйти с поста председателя комиссии?
- Больше никогда ко мне не подходи.
- Давайте я сама решу, к кому и зачем мне подходить. Тем более, это с моих налогов вам платится зарплата, а не наоборот.
- Свободна! - последнюю фразу Бездетко прокричала и спиной отодвинулась в уголок между стеной и столом.
Проходившую мимо первого зампреда комитета финансов Лидию Королеву удалось спросить, есть ли в бюджетном законодательстве пункт, запрещающий громко говорить о смете ЗакСа.
- Такого запрета естественно нет. Но мы не вмешиваемся в процесс, определяем общие параметры.
Впрочем, в своих рассуждениях мы не учли одного - заботы слуг народа о своих господах. Кризис нарастает, народ беднеет. И тем, кто получает в среднем 34 тысячи рублей, лучше действительно не знать, что даже на машины депутаты тратят в семь раз больше. Тем более, как там, в тайне, депутаты перераспределят себе зарплату.