Бывший вице-губернатор Пасяда исчез из пространства за неделю до банкротства своей фирмы "ГСК". Продай он часы, можно достроить дома для пары тысяч дольщиков. Но ему неприятно и поворачиваться в сторону сменщика Москвина. И казалось бы, причём тут старые счёты с коллегой Дрозденко.

Рушатся грёзы ещё одной группы доверчивых граждан, отдавших деньги в долевое строительство, встретить Новый год в своём жилье. Притом всем желающим купить квартиры в ещё не построенных домах уже можно дать однозначный совет - держаться подальше от проектов, ассоциирующихся с властью.

Мы уже писали о плачевных перспективах компании "Самолёт ЛО", принадлежащей брату губернатора Московской области. Уровень же цинизма надвигающейся драмы превосходит ту эпопею, ведь новая толпа обманутых дольщиков может появиться благодаря бывшему вице-губернатору по строительству Ленобласти Николаю Пасяде.

Как неоднократно сообщалось, во Всеволожске с 2014 года его фирма "Главстройкомплекс" (ГСК) возводит ЖК "Олимп". Из 381 квартиры в нём продано 375, на 688 миллионов рублей, со сроком сдачи конец 2016 года. В ЖК "Радужный" шесть зданий на 1926 квартир, продано из них 1335 на 3,1 миллиарда рублей. Срок передачи ключей в двух домах указан на конец 2016 года (668 квартир), остальных — 2-4 квартал 2018 года.

О степени готовности домов говорит тот факт, что в ЖК "Олимп" уже живут люди. Здесь следует добавить - "и умирают", потому что два дня назад, выпав из окна, разбилась женщина. Судя по записям в социальных сетях, дольщики ЖК "Радужный" тоже готовы переехать.

В четверг, 7 декабря, состоится заседание Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленобласти, на котором будет рассмотрен иск о банкротстве к ГСК. Претензии на 7 миллионов рублей есть у двух женщин, с которыми не расплатилось ГСК после разрыва договоров.

Этот момент и может стать поворотным в судьбе всех 2307 покупателей. В случае признания застройщика банкротом, завершение строительства затянется на неопределённое время. Правительство Ленобласти же резко скатится вниз по всем федеральным рейтингам, поскольку работа с дольщиками теперь является одним из основных критериев в оценке деятельности в том числе губернатора. Сейчас обманутых дольщиков зарегистрировано 1012 человек. В случае, если не повезёт с ГСК, право на включение в реестр одномоментно получат 1049 собственников квартир ГСК, тех, у кого срок ожидания квартир уже в 2018 году превысит норматив в год.

Руководитель инициативной группы дольщиков ГСК Татьяна Меньшикова рассказала 47news, что изначально, когда только стало известно об иске, Николай Пасяда убеждал их, что успеет решить до заседания проблему, погасив задолженность.

- Теперь осталась неделя, и я не вижу внутренней убеждённости Николая Ивановича в том, что суд решится в его пользу. Нам это всё странно. Мы думали, что банкротство невыгодно прежде всего застройщику, а теперь и не знаем, что думать, - прокомментировала она.

По словам покупателей квартир, на встречах Николай Пасяда неприкрыто намекает на то, что все его проблемы выгодны региональному правительству и исходят, собственно, от нынешнего сменщика, Михаила Москвина. Мы подробно писали, что у строительного блока есть существенные претензии к ГСК по поводу нарушения градостроительных норм — в части высотности (на 21 метр) и плотности (на 5200 квадратов). Правда, эти нормы принимались, когда сам Пасяда ещё был чиновником.

В беседе с журналистом 47news Михаил Москвин, впрочем, заявил, что ему "совершенно не хочется бегать с армией новых дольщиков по Всеволожску". В его версии выходит, что банкротство в случае с ГСК является вариантом, наименее выгодным для правительства.

- Есть ситуации, когда без этого никак. Здесь же достроить можно силами самой компании. Три дома в высокой степени готовности, там временные и финансовые затраты минимальные. Буквально на несколько сотен тысяч рублей, при желании, всё можно доделать до конца декабря, - сказал он.

Для того, чтобы избежать последствий, комитет госстройнадзора собирается стать третьей стороной в деле о банкротстве. Это, по плану Москвина, позволит перенести срок рассмотрения по существу, а временная передышка позволит ввести дома в эксплуатацию. Притом он выразил готовность полнейшего содействия даже по согласованию отклонения от градостроительных норм, ведь "сумасшедших нет, раз этажи построены, резать их не будут".

Правда, есть нюанс — для начала проведения процедур Николай Пасяда должен хотя бы подать извещение об окончании строительства в госстройнадзор. Этой бумажной инициативы, по данным Москвина, от ГСК до сих пор не поступило. Как нет информации и о шевелении в деле согласования отклонения от градостроительных норм.

- В среду, 6 декабря, я провожу совещание со всеми участниками процесса, в том числе с архитектурой. Возможно, до этого дня что-то изменится, и можно будет говорить о вводе в эксплуатацию. Но на сегодняшний день мне неизвестно о каких-либо поданных заявлениях, - добавил он.

Узнать мнение Николая Пасяды не удалось. На сотовый телефон он не отвечает, а в компании в течение двух дней секретарь сообщала, что "руководства нет на месте". Притом девушка не смогла ответить на вопрос, не подалось ли её начальство в бега в связи с перспективами банкротства.

пасяда1.png Николай Пасяда

Именно с позиции бывшего вице-губернатора и начинаются странности, поскольку он с трудом идёт на контакт и с представителями правительства, и с дольщиками. В связи с этим, чтобы понять настроение Пасяды, журналисту 47news пришлось просмотреть двухчасовое видео со встречи с дольщиками. Прошла она 6 октября, в ней принимали участие, помимо Пасяды и Москвина, замглавы администрации Всеволожского района Сергей Гармаш, а также зампред госстройнадзора Денис Горбунов.

Судя по записи, Николай Пасяда, извинившись перед гражданами, сообщил, что лично у него денег на достройку домов нет и он обратился в банки с просьбой дать кредит. Нужно 50 миллионов на один дом, 100 — на другой, а сколько всего — не сказал. Готов заложить землю и дочерний "Домостроительный комбинат". А нет средств, потому что ему, как он выразился, "власти повесили строительство садика и ФОКа". "Мы сделали дорогу рядом с домом. За наши деньги. За ваши деньги", - деликатно уточнил он.

Теперь же, если и дадут займ, следует ожидать задержки: два дома сдадут до конца года, два — в середине следующего, остальные — до конца следующего.

- До конца какого года? - ожидая подвоха выкрикнули люди.
- Два первых — до конца 2017, - понял степень доверия Пасяда.

Кардинально виноват во всём, в версии Пасяды, его бывший коллега по правительству Александр Дрозденко. Бизнесмен рассказал трогательную историю о том, как губернатор приезжал во Всеволожск и, отвечая на вопрос о проблемах с этажностью, сообщил, что "закон обратной силы не имеет".

- Это слышал я, слышал Драчёв (экс-глава администрации — ред.). Я бы остановил стройку, если бы он сказал иное. Естественно, если губернатор говорит, мы принимаем всё как руководство к действию. А теперь появились законные способы затягивать нас, - пожаловался он.

- Самым страшным будет, если вы войдёте в процедуру банкротства, - повторяли ему неоднократно, а он отвечал в том духе, что это его проблемы и он их решит.

В ходе длительной бузы выяснилось, что дольщики готовы получить квартиры не то что без дорог, но и без дверей и обоев. "Вы понимаете, что это такое - когда людям негде жить? Вам это недоступно, вы живете в теплом жилье. А тут целый зал народа бомжей. Есть одна семья, которая в прямом смысле слова в подвале живёт. Нам не нужны ваши дешёвые обои", - кричали люди.

- Хорошо, я подумаю, - заметил Пасяда.

- Возьмите и продайте часы, - предложили ему в момент, когда уже в который раз Пасяда сетовал на отсутствие средств.

То и дело Пасяда склонял зал к мысли о том, что до предбанкротного состояния его довела позиция Москвина, сидевшего по левую руку от него, из-за которого пришлось отвлекать средства то на дорогу, то ещё на что-то. "Мы без дорог переживём, это правительство не переживёт без них", - кричали дольщики.

Этот настрой привёл к тому, что досталось и Москвину, которого вместо Пасяды спросили, не страшно ли ему жить и не хочет ли он в отставку. С ним жители вообще не церемонились. Говоря об одной из претензий, газопроводе, женщина крикнула потянувшегося к микрофону чиновнику: "Меня не перебивать!" На что он взял под козырёк и замотал головой, что для него является высшей формой проявления эмоций.

- Ваше замечание было бы справедливо, если бы были достроены дома, но не достроены дороги. Либо дороги достроены, но не достроены дома. А тут ни того, ни другого, - вспылил Москвин, как бы ни к кому конкретно не обращаясь.

В конце концов, молодой человек из первого ряда громко заметил, обращаясь к Пасяде и Москвину: "Я смотрю, вы между собой вообще не общаетесь".

- Вы абсолютно правильно говорите. Для того, чтобы нам общаться, нужно, чтоб поступило извещение об окончании строительства. Тогда у нас есть основания выходить проводить проверку, - сказал Москвин, смотря в зал.
- Они сказали, не подпишут разрешающие документы, потому что дома на полметра превышают, - кивнул влево Пасяда, но не стал смотреть на товарища.
- Если документы по отклонению от предельных параметров к нам поступили, мы их подпишем, - завёлся на повторе Москвин.

Далее последовал мало понятный спор о том, куда надо передать газопровод. Пасяда поведал о планах передать его "Леноблгазу".

- Так передайте, и вопрос будет закрыт, - прикрикнул Москвин.
- Тогда вы нам снимите остальные вопросы, - не согласился Пасяда.
- А вы не ставьте нам условия. Вы сначала передайте, с "Леноблгазом" мы сами разберёмся. Всё это называется манипуляция застройщиком органами власти.

Закончилось тогда собрание тем, что Пасяда пообещал все нужные документы сдать в госстройнадзор до конца ноября, чего уже, судя по данным на 1 декабря, не произошло. Кстати, говорят, в частных беседах Пасяда намекает, что при худшем раскладе он останется в выигрыше — тьмой дольщиков испортит жизнь и рейтинги губернатору Дрозденко. Тот как раз пять лет назад не взял его в своё правительство.