Башню Т-26 времён Великой Отечественной, установленную в Дубровке как памятник танкистам, подменили на муляж. Сама же броня распилена на Ижорском заводе. Раз так, то 47news перевел память в рубли.
"В полицию обратиться не можем, нужны права на башню. Он забрал ее, но не выполнил своих обещаний. Говорит, что оригинал где-то на Ижорском заводе распиленным лежит. Мы просим, верните то, что взяли. А теперь он и вообще на связь не выходит. Говорил об истории, а привез макет", - с этих слов главы Дубровского сельского поселения Татьяны Куликовой и начинается неприятная история о башне, что защищала Ленинград.
Танковая башня была найдена в окрестностях Дубровки Всеволожского района Ленобласти у Павлова ручья осенью 2013 года местным жителем Олегом Сергеевым. В июне 2014 года на место находки прибыли поисковики и выкопали проржавевшую броню. Специалисты выяснили, что это башня командирского танка Т-26 образца 1936 года. В Великую Отечественную она использовалась как долговременная огневая точка, то есть была полевым оборонительным фортификационным сооружением. Ведь во время битвы за Ленинград Дубровка стала плацдармом, с которого советские части переправлялись на "Невский пятачок". Пролежавшую 70 лет в земле башню на благотворительных началах отреставрировали работники дубровского ЗАО "Жилищно-эксплуатационная компания". 11 сентября 2014 года она, как считается, стала памятником, который торжественно был открыт на берегу Невы. "Башня командирского танка Т-26. 1941-1943. Слава танкистам!" - лаконично написали на гранитной плите.
фото поднятия найденной башни Т-26
Однако в феврале 2016 года было принято решение о новой реставрации башни. Существует несколько версий его принятия. Но так или иначе, башня отправилась на ремонт. Выполнять его вызвалось военно-патриотическое общественное объединение "Высота" из Петербурга. Его председатель Виктор Дудин, согласно данным системы "СПАРК", также является совладельцем зарегистрированного в Дубровке фонда увековечения памяти погибших при защите Отечества "Помним, гордимся, чтим". Также в числе соучредителей фонда — Валентина Боброва и Сергей Мельниченко. Организация является членом общественного "Поискового движения России". В числе прочего фонд выдает справки об отсутствии обременения в виде воинских захоронений всеволожским строителям.
Через несколько месяцев башня действительно вернулась в Дубровку. Но она уже не напоминала элемент командирского танка Т-26. Хотя табличка свидетельствовала об обратном. "Новодел и муляж", - решили военные историки. Впрочем, значительная разница между тем, что было, и тем, что стало, видна и дилетанту.
Есть официальные выводы Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы. На семидесяти страницах подробно разобрана дубровская коллизия. Эксперты отмечают, что ныне покоящаяся на бетонном постаменте на берегу Невы конструкция изготовлена самодельным способом и отсылает к радиофицированной канонической башне образца 1937 года колёсно-гусенечного танка БТ-7. Она не является оригинальным изделием, а представляет собой муляж.
Об этом прямо говорит экспертиза:
"Муляж танковой башни имеет внешнее сходство с найденной танковой башней, которая стояла на постаменте после первичной реставрации поисковиками. По общей форме и конструкции и наличию некоторых внешних отличительных элементов — бронестакана командирской панорамы, бронеколпака вентиляции, антенны и заднего пулемёта... То есть изготовлен самодельным способом по типу радиофицированной кононичской башни образца 1937 года радийного танка БТ-7 с подражанием найденной танковой башни".
По информации 47news, в скором времени свой вердикт по дубровскому экземпляру должны вынести эксперты из военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле" и Бронетанкового музея в Кубинке. Скорее всего, их выводы будут идентичны тем, что были сделаны на Северо-Западе.
Власти Дубровки и сами в недоброй растерянности, но отмечают, что башня официально памятником не являлась. У нее вообще не было хозяина, как нет и никаких документов. Отреставрировать башню вызвался сам председатель "Высоты" Виктор Дудин. Обещал почистить, отмыть, привести в порядок. Как рассказала 47news глава Дубровского сельского поселения Татьяна Куликова, денег за свою работу Дудин не просил. Говорил, что все сделает безвозмездно. Была расписка, что он берет ее на реставрацию.
47news дозвонился и до Дудина. Но он высказал иную версию. Председатель "Высоты" заявил нашему изданию, что администрация Дубровки на основе поднятой башни собиралась сделать целый танк. Но бронемашины у него создать не получилось. Он пришел к выводу, что башня не представляет исторической ценности и распилил ее. А за свои деньги сделал новую башню — хорошую копию.
- Истории у этого объекта не было. Это 3-4 линия обороны. В боевых действиях участия не принимала. Хотели танк, так дали бы техзадание. Я же производственник. Сделал хорошую копию за свой счет. Между прочим, 600 тысяч рублей. А башню я разобрал. Она на Ижорском заводе лежит. Там от настоящей башни мало что и осталось, - заявил Дудин.
Как рассказали 47news коллекционеры бронетехники, серьезных специалистов, которые бы занялись реставрацией танка, можно пересчитать по пальцам одной руки, а самонадеянных много. Хотя купить можно все, что угодно. Недавно на сайте autobuy.ru и вовсе можно было встретить объявление: "Продам танк-памятник Т-34, угнан с Украины". При этом некоторые из коллекционеров сообщили, что Дудин еще летом 2015 года предлагал им купить часть танка Т-26. Правда, его переднюю часть. Даже поделились фотографиями товара.
Когда 47news позвонил коллекционеру Олегу Титберии, который создал "Национальный автомобильный музей", где хранится и советская военная техника времён Великой Отечественной войны, чтоб поинтересоваться, сколько может стоить башня Т-26, то эксперт сразу все понял.
- То, что произошло в Дубровке, — это, конечно, вандализм. Вещь редкая, у нас в музее такого нет. Я бы оценил эту башню в 300 — 500 тысяч рублей, - заявил Титберия.
Другой эксперт, знакомый с рынком, рассказал, что оригинальная башня от Т-26 может уйти за 350-360 тысяч рублей. А цена того, что сейчас стоит в Дубровке, — 40-50 тысяч рублей. Такое соберут по чертежам в любой конторе, занимающейся металлоконструкциями.
- Дать оценку башни практически невозможно. Как можно оценить историю? Железа поднято очень много, но надо знать, в каких боях машина участвовала, кто на ней воевал. Причем стоимость подъема порой может значительно превышать стоимость вещи, - в свою очередь отметил самый известный частный коллекционер в России, руководитель патриотического объединения "Ленрезерв" Анатолий Бернштейн.
Вот бы спросить мнение у тех солдат, что когда-то в башне воевали. Сразу бы все забегали.