С начала этого года согласно федеральному закону № 131 к вопросам местного значения поселений относится «организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом». Администрации муниципальных образований первого уровня отвечают за качество предоставления жилищно-коммунальных услуг жителям своего поселения.


Как сообщили корреспонденту «47News», в распоряжении областного правительства «О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области к осеннее-зимнему периоду 2006-2007 годов», изданном в среду, 14 июня, перечислены мероприятия, которые необходимо провести муниципальным образованиям для того, чтобы будущей зимой в домах, социальных учреждениях было тепло и светло.


Перечень этих мероприятий достаточно широк. Как рассказал заместитель председателя комитета по энергокомплексу и ЖКХ Владимир Ейбогин, меры, которые необходимо принять по подготовке к зиме, традиционны. Отличие в том, что теперь подготовкой к отопительному сезону занимаются не только в районах, но и на первом уровне, в поселениях, которым и переданы основные полномочия по организации жизнеобеспечения населения. Главы администраций МО должны четко разобраться со всеми вопросами ЖКХ на территориях, составить комплексные планы мероприятий по подготовке к зиме жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, социальной сферы. Новые планы подготовки должны учитывать замену аварийных участков коммуникаций, отслужившего срок оборудования. Контроль за выполнением этих мероприятий осуществляют территориальные комиссии, областной комитет по энергокомплексу и ЖКХ, Государственная жилищная инспекция Ленобласти, федеральные структуры. 15 июня в Правительстве Ленобласти пройдет совещание с главами администраций всех городских и сельских поселений, где будут обсуждаться вопросы подготовки к зиме, разъясняться задачи.


Особое внимание местным властям следует обратить на финансирование работ в сфере ЖКХ. В бюджетах должны быть заложены средства на ликвидацию возможных аварийных ситуаций, на благоустройство, сформированы резервные фонды. Конкретный пример – в области масса несанкционированных свалок, плохо организован вывоз мусора к местам переработки и складирования ТБО. При формировании бюджетов муниципальным образованиям предстоит просчитать стоимость вывоза мусора, изыскать средства на его утилизацию. Необходимо сделать расчеты по лимитам на коммунальные услуги – тепло и электроэнергию бюджетных организаций: школ, детских садов, учреждений здравоохранения и заложить эти средства в свои местные бюджеты. Кроме того, погасить задолженность организаций бюджетной сферы перед поставщиками услуг. Задолженность, и прежде всего населения, сказывается на финансовой устойчивости предприятий коммунального хозяйства, уплате ими налогов, доходности бюджетов, и естественно, на качестве услуг.


Сегодня и у населения, и у местного самоуправления есть все возможности повлиять на улучшение работы организаций ЖКХ. Тем более, что Правительство РФ утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (Постановление от 23 мая 2006 г. N 307), которые «регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Проще говоря, эти правила оговаривают все взаимоотношения в коммунальной сфере. Любой человек, прочитавший их, найдет ответы на все вопросы, которые появляются к организациям коммунального хозяйства, а также и к потребителям услуг.


Услуги ЖКХ на территории муниципального образования должны соответствовать санитарным нормам и правилам. В правилах прописаны требования к качеству и параметрам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро и газоснабжения. Например, температура горячей воды должна быть не менее 50 и не более 75 градусов, она должна течь не тонкой струйкой, а подаваться под определенным давлением, отвечать бактериологическим показателям. Если нормы не выполняются, существует «порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества». Допустим, за каждый час нарушения той или иной нормы плата снижается на 0,15%. Все это зафиксировано в приложении к новым «коммунальным правилам». Организация, предоставляющая услуги, обязана произвести перерасчет их стоимости. То же самое делается и в случаях перебоев с поставкой каких-либо услуг, или распространенных случаях отключения горячего водоснабжения летом на более длительный срок, чем установлено правилами.


Контролировать качество снабжения населения коммунальными услугами должна администрация МО. Она вправе вмешиваться в ситуацию, выяснять причины, по которым случился тот или иной сбой на предприятии ЖКХ, принимать меры. Местные власти сегодня должны работать по принципу «не наблюдателей, а активных участников процесса организации услуг ЖКХ». Все обращения и жалобы людей должны рассматриваться на уровне сельских и городских поселений. Любой потребитель, исправно вносящий плату за коммунальные услуги, может предъявить претензии самой «приближенной» к нему власти, а также к организации ЖКХ.