7 сентября 2007 года на месте падения самолета в районе деревни Калливере Кингисеппского района начала работу сводная поисковая экспедиция по подъему обломков советского бомбардировщика Пе-2. Об этом сообщил 47News руководитель ФПО Ленинградской области Илья Прокофьев


Проводя поисково-разведывательную поездку в район деревни Калливере Кингисеппского района Ленинградской области, ребята из из кингисеппского поискового отряда «Форпост» под руководством Виктора Костюковича услышали от местных жителей, очевидцев далеких военных событий волнующую историю: «…Зимой 1943 – 1944 годов со стороны Нарвы летел подбитый дымящий советский самолет и сбрасывал бомбы. Одна бомба упала в деревне, вторая в реку, а третья на краю болота. Самолет перелетел реку Россонь и скрылся за лесом, после этого раздался сильный взрыв. Экипаж погиб…».


…В начале 60-х годов местные мужики пытались достать самолет для сдачи дюраля в металлолом. Ставили треногу, дергали крюками. Из воронки достали унт с голенью и стопой, пистолет ТТ, пулемет УБТ с боеприпасами. При попытке поднять двигатель, он сорвался и ушел обратно на дно. Металл, который удалось поднять со дна болота, сдали на лом…


С 7 сентября 2007 года на месте падения самолета начала работу сводная поисковая экспедиция по подъему обломков советского бомбардировщика Пе-2. Экспедиция была организована комитетом по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области в рамках реализации региональной целевой программы «Молодежь Ленинградской области» по направлению – гражданско-патриотического воспитания молодежи. В работе сводной экспедиции принимали участие молодые ребята, курсанты Военного института радиоэлектроники космических войск под руководством подполковника Ильи Переведенцева и майора Дмитрия Никишина, тамбовские поисковики из отряда «Альтаир» под руководством Елены Валакиной и уже упомянутая группа «Форпост» из кингисеппского района.


Уже с первых дней поиска стали попадаться сильно разбитые костные и органические останки членов экипажа самолета. На пятый день работы на глубине более трех метров было обнаружено частично сохранившиеся удостоверение личности офицера. На одной из страниц можно было прочесть записи: «…родился в мае 1919 года, уроженец: Смоленская область Знаменский район деревня Реутово, холост, должность: штурман, награжден: медалью «За оборону Ленинграда» и орденом «Красного Знамени»…». На бронеспинке, которая защищала летчика, ребята обнаружили нанесенный краской заводской номер самолета: 6�.  На остатках киля самолета обнаружен бортовой номер самолета: 28.


По документам Центрального архива Министерства Обороны специалисты общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области установили, что 15 февраля 1944 года при выполнении боевого задания в районе д. Серпуль у города Кингисепп погиб самолет Пе-2 из состава 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта. В документах говорилось, что самолет Пе-2 врезался в землю, в результате чего погибли:


- гвардии лейтенант штурман звена Михаил Петрович Степанов, 1919 г.р., Уроженец: РСФСР Смоленская область Знаменский район деревня Реутово, отец Петр Яковлевич. Кадровый в РККА с 1939 года;


- гвардии старшина воздушный стрелок-радист Александр Евстафьевич Курьянов, 1915 г.р., Уроженец: РСФСР город Архангельск Октябрьский район, жена Антонина Максимовна проживала РСФСР Ивановская область Чебыловский район деревня Слуда. Мобилизован  Октябрьским РВК г. Архангельска в 1936 году.


О судьбе летчика самолета в списках безвозвратных потерь ничего не говорилось, поэтому поисковики пришли к выводу, что, скорее всего, он спасся на парашюте.


Это подтвердилось, когда удалось оперативно получить из архива выписку из журнала боевых действий 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка, в ней говорилось: «…15 февраля 1944 года. Полк произвел семь боевых вылетов. Из них два на разведку и пять на бомбардировку скопления автотранспорта и живой силы противника в районе деревни Канука. Вследствие низкой облачности и малой высоты бомбометания с бомбами замедленного действия экипажи результаты бомбометания не наблюдали. На обратном маршруте экипаж гвардии лейтенанта Грищенко был атакован истребителями противника и подожжен. Штурман и стрелок-радист погибли. Летчик невредим…».


В ближайшем времени поисковики будут вести поиск родных погибшего экипажа и совместно с администрацией Кингисеппского муниципального района Ленинградской области решать вопрос о достойном захоронении останков погибшего экипажа на воинском захоронении в деревни Калливере.