Родственники 103-летнего ветерана Великой Отечественной из Мурино четыре года бьются за отдельную квартиру. Распоряжение губернатора есть, но закон против, и муниципалы разводят руками. Удивительно, что в России нашлось такое правило, которое нельзя обойти, даже если очень надо.
В течение четырех лет во Всеволожском районе не получается решить вопрос с жильем участнику Великой Отечественной войны Валентине Кокоревой. Распоряжение предоставить столетней женщине квартиру еще в 2013 году дал Александр Дрозденко. Однако его слово наткнулось на букву закона. А норма говорит, что пенсионерка в улучшении жилищных условий не нуждается. В итоге со скрипом удалось добиться половинчатого решения. Ветеран получает квартиру, но только на условиях коммерческого найма. А это не устраивает ее родственников. Они считают, что нет такого закона, который нельзя обойти, если речь идет о таких, как она.
Валентина Четвертухина (Кокорева) родилась в Новгороде 18 августа 1913 года. Когда свершилась Великая Октябрьская, она умела уже говорить. Когда в 1922 году на карте мира появился Советский Союз, Валентина была школьницей. Потом две войны – Финская и Отечественная. Когда в августе 1949 года в Северном Казахстане испытали атомную бомбу, Валентине - 36 лет и за ее плечами две войны и немецкий плен. Когда Юрий Гагарин оказался в космосе, ей – 47. Когда летом 1980 года в Москве шли Олимпийские игры, она уже была пенсионеркой. Сегодня ей 103 года. Проживает во Всеволожском районе в многоэтажке на улице Оборонной, 4, в той части поселка Мурино, что зовется Медвежий Стан. Столетних во Всеволожском районе, как говорят в местной администрации, - семеро.
Валентина Кокорева с братом, 1945 год
Дома у Валентины дважды бывал Александр Дрозденко: в августе 2013 года, когда она отмечала 100-летний юбилей, и в декабре 2013 года, когда вручал Валентине Александровне томик ее стихов, отпечатанных в правительственной областной типографии.
В том же 2013 году в семье Кокоревой решили обратиться в администрацию Мурино с вопросом о предоставлении квартиры. Бумажные хлопоты на себя взяла внучка и опекун – Надежда Преображенская.
Меры социальной поддержки для участников ВОВ предусмотрены Федеральным законом №5 от 12 января 1995 года "О ветеранах". Среди предоставляемых мер для категории граждан, к которой относится и Валентина Кокорева, предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только тех участников войны, кто нуждаются в улучшении жилищных условий. Выяснилось, что занимаемая Кокоревой жилая площадь превышает учетную норму. Она зарегистрирована в двухкомнатной квартире общей площадью 52,5 квадратных метра.
В ней также зарегистрирована Надежда Преображенская. Она является собственником. А также муж и сын Преображенской. Но у них временная регистрация.
Советом депутатов Муринского сельского поселения норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения установлена в размере 10 и менее квадратных метров общей площади на одного человека. У Валентины Кокоревой официально 25 квадратных метров жилья. То есть более.
Были попытки оспорить отказ администрации в улучшении жилищных условий во Всеволожском городском суде. Неудачно. Были и обращения в Государственную думу и Администрацию президента РФ. Там тоже не смогли.
Однако ситуация изменилась в мае 2017 года. Оказалось, что муринская администрация все-таки готова на определенных условиях. Власти купили для ветерана однокомнатную квартир по адресу улица Оборонная, 47.
В администрации 47news пояснили, что еще в августе 2016 года правительством Ленобласти было принято решение о выделении 1 482 400 рублей для приобретения жилья в собственность муниципального образования с целью предоставления его Кокоревой по договору найма. Однако для покупки однокомнатной квартиры этой суммы оказалось недостаточно. Поэтому совет депутатов принял решение о выделении дополнительных 2 миллионов рублей из бюджета МО. Квартира куплена, однако предоставлена она Кокоревой может быть только по договору коммерческого найма. То есть приватизирована быть не может. После смерти ветерана квартира перейдет в собственность муниципалов.
В семье Кокоревых на договор коммерческого найма на период жизни без права регистрации квартиры и права приватизации квартиры не очень согласны.
"Были же случаи, когда закон обходили и ветераны получали квартиры. А у нас абсурд. Просто ненормально так относится к известному жителю района. Мне как опекуну необходимо жить с бабушкой, а получается, что я этого сделать в новой квартире не смогу. А время идет. Бабушке 103 года. У нас каждый день на счету", - объяснила 47news Надежда Преображенская.
Она предполагает, что за счет ее бабушки администрация Мурино просто сама хочет получить квартиру. По ее словам, в том же подъезде дома №47 по Оборонной улице, в который отправляют Валентину Кокареву, снимает жилье сотрудник администрации. В случае смерти ветерана квартира теоретически может перейти ему.
Глава администрации Муринского сельского поселения Валерий Гаркавый в разговоре с 47news опроверг обвинения в корысти. Он сообщил, что потом квартира просто перейдет очередникам.
"Есть решение суда, по которому жилищные условия не могут быть улучшены. Мы нашли возможности. Мы выполнили распоряжение губернатора. В складчину купили квартиру. Но законом предусмотрен только коммерческий найм. Это все ее внучка бьется за площадь. К тому же бабушка получала не одну квартиру. Она на ноги поставила и сыновей, и внуков. И нынешние жилищные условия у нее хорошие", - заявил Гаркавый.
Отметим, что действительно выделенных из фонда губернатора Ленинградской области 1 482 400 рублей на приобретение однокомнатной квартиры на вторичном рынке в Мурино если бы и хватило, то только впритык.
По данным сервиса "Бюллетень недвижимости Санкт-Петербурга и Ленобласти", на 28 июня 2017 года есть только одно предложение, которое укладывается в эту сумму. Это квартира на улице Шувалова. Она оценена в 1 430 000 рублей. А так однокомнатная вторичка в Мурино стоит от 1 600 000 до 2 100 000 рублей. Так что без вспоможения муниципальной власти было явно не обойтись.
Некорректно называть это противостояние войной. Но можно о войне и так: на свою первую, советско-финскую, 26-летняя Валентина ушла добровольцем. Была санитаркой. Вывела обоз из окружения, за что получила медаль "За отвагу". Её вручал лично член Политбюро ЦК, "всероссийский староста" Михаил Калинин. Великую Отечественную Валентина встретила врачом 22 июня 1941 года в гарнизонном госпитале Брестской крепости. Через пять дней плен. Четыре концлагеря.
Уже в понятное для нас время она более 20 лет отработала в Муринской больнице. Сегодня у нее 3 дочери, 5 внуков и 6 правнуков.