Под угрозой генпланы 44 населённых пунктов Ленобласти. Муниципалы так разошлись без контроля, что забрали под себя лес Москвы. Вместе со всеми против закона пошёл и братский губернатору Кингисепп. Он очень разросся.
Вне закона оказалось расширение одного из самых перспективных городских поселений Ленинградской области — Кингисеппа. Внезапно для местных властей, вряд ли привыкших к тому, чтобы их желания разбивались о сопротивление со стороны представителей государства, им не разрешают взять то, что вроде бы уже у них есть.
Речь идёт о крупном участке лесного фонда, окружившем Кингисепп. Примерно два года назад, после внесения изменений в генеральный план, в границы города внесли 1870,2 Га земель лесного фонда. Само по себе это действие, согласно логике, поменяло категорию земли с "лесного фонда" на "земли населённого пункта", следовательно, муниципальное образование получило основание считать эти гектары своими.
Однако, в соответствии с законом, сосны и ёлочки являются собственностью Российской Федерации в лице Рослесхоза, потому любые движения, его затрагивающие, должны согласовываться с Москвой. Соответствующие поездки и обращения со стороны кингисеппских ответственных лиц в сторону Рослесхоза были, однако одобрение на включение в границы населённого пункта получить удалось только на 561,2 Га, а 1309 Га трогать не разрешили.
Сейчас же, если представить карту Кингисеппа, вокруг застроенного муниципального образования действительно много зелени, и вся она официально является частью города. Правда, ничего делать на ней нельзя, под этим подразумевается и строительство жилых комплексов, и размещение производств, и просто вырубка леса. Кроме того, выяснилось, что город, несмотря на включение в свои границы, не имеет на эти гектары никаких прав.
- На кадастровый учёт эту территорию мы ставить не имеем права, потому не будем, также невозможно присвоить ей категорию населённых пунктов. В случае если руководство Кингисеппского района хочет решить эту проблему, нужно согласовать с Министерством экономического развития и Рослесхозом включение леса в границы населённого пункта. Либо внести изменения в генеральный план таким образом, чтобы лес остался в собственности Российской Федерации. Пока этого нет, нет и сформированного участка, следовательно, там нельзя ничего строить, - подтвердил нашу гипотезу глава Кадастровой палаты Ленобласти Олег Михеев.
По его словам, несмотря на соответствующие просьбы со стороны кингисеппских, подписи ни он, ни его сотрудники в этом генплане ставить не будут, потому что не горят желанием получить уголовное дело.
Дозвониться до главы администрации Кингисеппского района Виктора Гешеле не удалось. Мы всего лишь хотели спросить, не слишком ли мешает отсутствие дельного генплана перспективам развития аффилированной с его супругой "Кингисеппской домостроительной компании", обещавшей создать малоэтажный комплекс "Новый Ямбург", а также фирм, связанных с продажей топлива.
В строительном блоке областного правительства, куда входит архитектурный комплекс, занимающийся генеральными планами, рассказали 47news, что проблема остро стоит и в других районах региона.
Всего, по имеющимся данным, речь идёт о 16 907 Га земель лесного фонда, включённых в границы 69 населённых пунктов. Только на 3836 Га, в 25 населённых пунктах, имеется согласование с Рослесхозом. По большому счёту, все генеральные планы, где их нет, могут быть подвергнуты отмене. Кстати, на эту тему в среду, 28 июня, пройдёт совещание в прокуратуре Ленобласти.
На первом месте, конечно, Выборгский район, в границах населённых пунктов которого 3145 Га леса, причём Москва отказалась одобрить их включение, следовательно, можно говорить о двойном учёте — весь этот лес нельзя было делать частью муниципальных образований.
Главу администрации Выборгского района Геннадия Орлова не смутила ни эта информация, ни сообщение о том, что даже в черту Выборга, по сути, незаконно включён лес. "Генеральный план Выборга утверждён давно, раз никаких претензий не было, значит всё законно. Но интересы деревьев мы блюдём. Все они, хоть и в границе города, принадлежат стране, так что никаких вырубок или строительства там не производится. На кадастровый учёт эту землю не ставят, и это правильно. Мы как-то пытались под свалку оформить лес, но нам не разрешили. На этот счёт много проверок, и лишние проблемы нам не нужны", - сообщил он.
На последовавший вопрос, зачем им вообще такой груз, Геннадий Орлов честно ответил: "А вдруг закон когда-нибудь поменяют, и оно так выстрелит, что разрешат забрать?"
Опыт второго района по величине расширения границ за счёт зелёных кладовых, Приозерского, говорит о том, что если озаботиться проблематикой, всех подозрений можно избежать. Там увеличили свои габариты за счёт 2810 Га леса, однако разрешения не добились только в случае с Приозерском (784,7 Га) и Красноозёрным (248,16 Га).
- На оформление требуется три месяца. Мы исходили из того, что на землях, которые мы включали, уже располагались жилые дома, по факту, лесом они уже не были. Так что, исходя из целесообразности, нам разрешили включить в генплан. Только в случае с горнолыжным курортом в Красноозёрном отказали, - рассказал глава администрации Приозерского района Александр Соклаков, до прихода на эту должность осенью 2016 года руководивший Сосновкой.
Всеволожский район на третьем месте, с его 2735 Га лесов в границах населённых пунктов, причем, 816 Га из них согласованы с Рослесхозом. Примечательно, но самый обсуждаемый с точки зрения девелоперских мошенничеств Всеволожск не прирезал к себе ни одного листика. А вот Морозовка (621 Га), Сертолово (421 Га), Заневка (408 Га) недурно воспользовались случаем.
- Всё это было точно не при мне, даже ни одного подобного обращения о включении леса в границы не было. Разве что зону "Нокиан Тайрс" надо бы расширить во Всеволожске, вроде в этом все заинтересованы. Но пока и об этом вестей не поступало, - прокомментировал глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский.
На четвёртом месте оказался упомянутый Кингисеппский район, в котором без спросу лес добавили ещё и 99,6 Га к Усть-Луге, и 70 Га к Ивангороду. На пятом — Тосненский, где к райцентру дорисовали 1410 Га леса.
Масштабы столь беззастенчивого оформления чужих деревьев к себе собеседники 47news объясняют тем, что в разное время поселения, пользуясь правом принимать на своём уровне генеральные планы, захватывали в них и леса, не удосуживаясь добиваться согласований с Москвой. Сыграло роль и то, что сначала все генпланы надо было направлять в Министерство регионального развития, но оно не справилось с громадным потоком.
Собеседники 47news на Суворовском,67 уверены, что логика в подобных случаях банальна. Пускай при включении рощ и дубрав в границы поселений собственником остаётся федеральное правительство, в обозримом будущем обязательно в том или ином виде наступит лесная амнистия, и муниципалы смогут забрать эти участки себе. Главное — вовремя очертить масштабы притязаний. Это напоминает истории с садоводствами, которые начали узаконивать последние десять лет по принципу "кто мотыгой махал, тому и права".
Заодно вспоминается древнерусское: "Возле леса жить — голодному не быть".