Почти 90% граждан считают, что качество ЖКУ не соответствует их цене, 83% не удовлетворены капитальным ремонтом дома, показал онлайн-опрос Счетной палаты РФ (СП). А в Роспотребнадзор в 2016 году поступило 55 тыс. жалоб, связанных с вопросами оказания услуг ЖКХ. Это на 28% больше, чем 2015 году, пишет газета "Известия".
В пресс-службе Счетной палаты изданию сообщили, что опрос населения о качестве жилищно-коммунальных услуг проводился с февраля по май этого года. Участие в нем приняли 3200 граждан из более чем 60 субъектов РФ. Выяснилось, что 47% респондентов оценивают качество оказания услуг как неудовлетворительное. Удовлетворены качеством ЖКУ 44% граждан. На отлично качество жилищно-коммунальных услуг оценил только 1% респондентов. При этом 88,9% уверены, что качество ЖКУ не соответствует их цене.
Самая большая беда для жителей многоквартирных домов — внутридомовые инженерные коммуникации. 28,3% респондентов считают, что их нужно отремонтировать в первую очередь. 16,6% заявили о необходимости ремонта крыши, 15,4% — о том, что надо привести в порядок подвалы, а 12,8% беспокоятся о состоянии лифтов.
Ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев отметил, что если управляющая организация не выполняет свои обязательства, собственники имеют право отказаться от ее услуг. Однако сделать это нелегко. Если во всем мире существует конкуренция в этой сфере и у недобросовестных компаний просто нет шансов выжить, то в России управляющие организации часто аффилированы с чиновниками, и их трудно заменить.
Функции контроля за действиями управляющих компаний принадлежат государственной жилищной инспекции. Однако ее работа не всегда эффективна. Среди сотрудников инспекции часто оказываются бывшие работники управляющих организаций, которые не видят часть нарушений. Да и физически инспекторы не могут проверить всё во всех домах.
— Собственники должны сами контролировать работу управляющей организации, как они это делают при ремонте в своих квартирах. А если они ежемесячно платят вслепую, то, конечно, их будут обманывать, — сказал Дмитрий Гордеев.
Схем обмана собственников множество. И чаще всего люди осознают, что их обкрадывают, но ничего не предпринимают. Например, разобраться в правилах начисления платы за коммунальные услуги, проконтролировать производящиеся работы очень непросто. Этим и пользуются управляющие компании. Далеко не каждый жилец пойдет проверять достоверность показаний общедомовых приборов учета и сравнивать их с показаниями индивидуальных счетчиков в квартирах.