Главу администрации Всеволожска Гармаша окружили — его подчинённые или уже сидят, или в перспективе. Менталитет деревенских вассалов пока не позволяет сдать шефа. Да и элиты сомневаются, должен ли он поднять белый флаг. Так что Сергей Бессмертный снова всех послал.
Впервые в истории Всеволожского района сразу целая компания чиновников столкнулась с перспективой отвечать за действия, совершённые с землёй.
Накануне 47news писал о задержании заместителя главы администрации города Всеволожск по имуществу Юрия Павлова; ожидается, что в течение суток его либо арестуют, либо отпустят на подписку. До этого был арестован на два месяца главный архитектор города Андрей Сафронков. Была допрошена и отпущена под подписку о невыезде начальник по управлению муниципальным имуществом Наталья Халина. Та же мера пресечения у одного из кадастровых инженеров, Романа Канцира. Под домашним арестом оставили специалиста районного Росреестра Светлану Пятунину. На фоне этого самостоятельно уволился замглавы администрации по ЖКХ Александр Баландов.
Тут вместо таблички "переучет" можно смело повесить - "сели все".
Все они проходят по уголовному делу по статье 159 УК, возбужденному по признакам махинаций с земельными участками. Ранее 47news писал о том, что, согласно предварительной версии следствия, на тринадцать участков появились документы о собственности, хотя даже не была проведена необходимая процедура торгов.
Но все же к "сели все" нужно добавить - "остался один Гармаш".
Собеседники 47news в петербургском Главке пояснили, что на самом деле история гораздо шире. Так, на условиях анонимности нам добавили, что рассматривается версия, по которой муниципалы Всеволожска в то время, когда полномочия по распределению земли были у них (март - декабрь 2015 года), подыскали подходящие участки от 10 до 15 соток каждый. Речь идёт о 30-50 кусках земли, которые были сформированы в разных частях города и выделены лицам, которых условно можно назвать подставными.
Следствие уверено, что существовали некие подлинники документов, однако в последний момент в администрации осознали, что не соблюли формальности, не провели аукционы, и постановления были отменены. Притом граждане, посчитавшие, что являются собственниками участков, пусть и формальными, решили, что их права нарушены. Есть версия, при которой они заявили о своих правах и каким-то таинственным образом получили новенькие постановления о выдаче земли. Документы на тринадцать участков развернули в региональном Росреестре и не поставили штамп. Судьба остальных неизвестна.
Понятно, что последнее слово во всех делах, творящихся во Всеволожске, за Гармашем, но также очевидно, что, раз он ещё на свободе, прямых доказательств против него нет. Подчинённые же его в последние недели пребывают в недоумении от себя же. Как рассказал один из них, полицейские уже неприкрыто просят дать компромат на главу администрации, однако все молчат.
- Боятся? - спросил журналист 47news.
- Самое смешное, что никто не боится. Просто у нас деревня, сливать не принято. Менталитет вассалов, - ответили нам.
Раз дело касается земли, ожидали, что первым сдастся архитектор Сафронков. Однако, судя по косвенным признакам, он не смалодушничал, о чём теперь будет думать в изоляторе в Горелово два месяца. Другой важный человек в системе Гармаша — это Юрий Павлов, отвечающий за имущество и, по версии следствия, посвящённый во все важные дела. Дома его ждёт дочь от второго брака, которая ещё не ходит в садик.
Понятно, что такому раскладу чрезвычайно рады оппоненты Гармаша, в которые можно записать часть депутатского корпуса. Депутат и коммунист Валерий Ожигин в свойственной ему хабалистой манере уже принялся доводить главу города Ангелину Плыгун. При каждом подходящем случае он спрашивает, какие сухари приносить ей в случае чего, от этого она даже сбросила семь килограммов.
Основная политическая битва Гармаша, напомним, разворачивается вокруг, собственно, его должности. Он последний глава администрации районного центра, который до сих пор не согласился передать полномочия на уровень района.Точнее, Гармаш периодически идёт на условия областного правительства, но с той же периодичностью от них отказывается. За это его за глаза даже называют бессмертным, а о смелости, граничащей с наглостью, уже ходят легенды.
Нельзя сказать, что факты окружения Гармаша полицейскими и его нежелание уйти с должности зависят друг от друга, но нельзя оспорить, что они взаимосвязаны.
В связи с этим мы провели небольшой опрос элиты Всеволожского района, задав им один вопрос: "Гармаш попал в окружение. Ваш прогноз. Он будет биться до конца или выкинет белый флаг и сдастся?"
Сразу отметим, что ранее в частных разговорах местный истеблишмент упирал на то, что Гармаша никакая зараза не возьмёт, ведь в 2010 году, когда главой администрации района был Александр Соболенко, его пытались и посадить, и сместить с должности по суду, но всё безуспешно. Впрочем, теперь в Гармаша верят гораздо меньше.
По сути, из опрошенных 47news, только глава МО Всеволожска Ангелина Плыгун заявила, что "Гармаш по жизни боец".
- У него были намерения пойти до конца, но что сейчас, я не знаю, - впрочем, немного усомнилась она.
Руководитель совета депутатов Всеволожского района Ольга Ковальчук полагает, что против системы идти сложно и потому ей надо сдаться.
- Пришло время поднимать белый флаг, - считает она (нам хотелось добавить - "ну, да, черный флаг подняли раньше").
Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский надеется, что происходящее заставит Гармаша выполнить то, что от него ждут.
- Полагаю, он включит голову и передаст полномочия. Я не увязываю действия правоохранительных органов с его позицией по передаче полномочий, но косвенно, конечно, это не связано, - рассказал Низовский.
Депутат от Всеволожского округа Александр Матвеев высказался ещё более изящно, заметив: "Вскоре Гармаш поднимет белый флаг, но будет уже поздно".
Живущий во Всеволожске депутат от ЛДПР Андрей Лебедев полагает, что "Гармаш выкидывает такие фортели, которые сознанию другого человека и не подвластны".
- Другой бы уже давно сдался, непонятно, за что он бьётся. Прогноза никакого сделать нельзя, потому что он сначала обещает, а потом делает наоборот. Как флюгер на крыше дома — от ветра то в одну сторону поворачивает, то в другую. Но не надо делать выводы на основании того, что задержан кто-то из его окружения. Это разве страшно? Бесстыдство и безнаказанность правят нашей системой. Не факт, что после задержания и арестов последуют посадки. Гармаш - прагматичный человек и поднимет лапки, только если узнает, что ему грозит реальная опасность, - отметил он.
Сергея Гармаша, мы, конечно, тоже спросили о том же.
- Сдаваться надо, если ты понимаешь, в чём виноват. Чего мне сдаваться-то? Обещания по передаче полномочий я выполняю. То, что полицейские к моим подчинённым приходят, я понимаю прекрасно. Но чего бояться-то? Их могут заставить дать на меня какие-то показания. Но это же не значит, что потом это всё будет доказано. Ничего на меня нет, - сказал он.
Кстати, один из тех, кто близко общается с Сергеем Гармашем, вспоминает весну прошлого года, когда в администрацию заходили бойцы спецотряда "ГРАД" и сотрудники ФСБ. Тогда начальник УМВД Всеволожского района Константин Смирнов в буквальном смысле ждал орден за посадку Гармаша. Однако внезапно на один из телефонов позвонили и правоохранителям указали на выход.
- А куда коробки девать? - растерянно спросил один из них вслух, ведь в ходе обыска собралось много документов, которые надо было проверить.
- Да положите куда-нибудь, - кинули им.
Тогда Гармаш остался.
Юлия Гильмшина,
47news