Из проекта главного финансиста Ленобласти Романа Маркова выходит половина Лужского района. Отдавать народные рубли за спасибо также не хотят в Подпорожском, Волосовском, Тосненском районах. Так начинается коммунальная эпидемия.
Один из самых масштабных проектов Ленинградской области, "Единый информационно-расчётный центр" (ЕИРЦ), рассыпается. Констатировать это можно ровно через неделю после того, как прошла пресс-конференция региональных чиновников, рассказавших о его красочном настоящем и не менее ярком будущем.
О том, что ЕИРЦ, по данным ЕГРЮЛ, на три четверти принадлежит АБ "Россия" , а в его планах — охватить всю Ленобласть, 47news писал не раз. Также мы рассказывали, что основная суть проекта заключается в том, что граждане платят за ЖКХ по единой квитанции, а средства, поступившие на счёт ЕИРЦ, расщепляются между поставщиками и ресурсоснабжающими организациями.
За свои посреднические услуги ЕИРЦ берёт, судя по официальным заявлениям, 1,88% с управляющих компаний, что, в теории, может означать получение дохода только по агентскому договору в 558,3 миллиона рублей. Не забудем, что уже никто не отрицает, что курирующий это направление Роман Марков близок к топ-менеджменту АБ "Россия".
На встрече с журналистами вице-губернатор по ЖКХ Олег Коваль отчитался, что в настоящее время подразделения ЕИРЦ открыты в 17 из 18 районов региона, а последним, Волосовским, подписана "дорожная карта". Всего на обслуживании центра находится 80% от общего числа лицевых счетов, то есть, около 548 тысяч. Всего же, согласно этим данным, 685 тысяч счетов в регионе.
Как выяснил 47news, в скором времени это количество будет снижаться, причём начнётся эпидемия с Лужского района. По словам директора управляющей компании ООО "Век" Сергея Везикова, в минувшую пятницу, 17 марта, он официально расторг договор с ЕИРЦ, хотя до того пользовался их услугами два года.
Причиной стала разница между суммой платежей за обслуживание по старому договору и новому. Ранее 47news писал, что в адрес районных администраций пришло письмо за подписью Романа Маркова, в котором говорилось об увеличении тарифа до 1,83%.
- Мы платили за их услуги 2%, но он начислялся от жилищных услуг, предоставляемых нашей компанией. Теперь платить надо 1,83%, но от общих поступлений. В цифрах это 750 тысяч рублей в месяц вместо 160 тысяч рублей. Это неразумно. Мне проще умереть политически с песней "Врагу не сдаётся наш гордый варяг", чем погибнуть экономически, - привёл расчёты он.
Сергей Везиков обслуживает 10 тысяч лицевых счетов жителей 150 домов. Это примерно 40% от рынка Лужского района, из которых 70% расположены в городе Луга. Говорит, что подсчитал — при отдаче лишних 600 тысяч его компания перестанет существовать примерно за два месяца. И это при том, что в договоре прописано безакцептное вознаграждение, то есть, деньги списываются исходя не из фактически собранных средств, а из выставленных гражданам счетов.
Кстати, теперь с ними могут возникнуть проблемы, ведь база данных о платежеспособности жителей — у ЕИРЦ.
- Больше информацию, кроме как от них, мне взять неоткуда. Если мне не передадут её, будут проблемы с новыми квитанциями, ведь никак не узнать, у кого какие были долги. Надеюсь, даже если будет задержка, то ненадолго. Уже нашёл другой расчётный центр, который будет заниматься нами, оплата их услуг на уровне прежних наших трат, - отметил Везиков.
Судя по словам коммунальщика, он доносил своё возмущение до всей районной элиты, в том числе до главы администрации Олега Малащенко.
- А что он может? Передал кому-то в правительстве, но ничего не изменилось, - с грустью вспоминает Везиков.
Стоит лишь немного расспросить игроков коммунального бизнеса, чтобы заметить явное лукавство в словах областных чиновников о том, что отделения центра открыты почти во всех районах.
В Тосненском районе, к примеру, рынок на 80% заняла компания "Тепловые сети" Валерия Володкевича. На его обслуживании находится примерно 65 тысяч лицевых счетов, то есть, 360 домов (в эту цифру входит и немного Волосовского района). Володкевич известен своей непримиримой позицией по поводу ЕИРЦ.
- Раз правительство настаивает, то, наверное, в этом есть какая-то логика. Но я общаюсь с коллегам из других районов и пока не вижу положительного эффекта от центра. Дело даже не в деньгах, хотя, и в них тоже, ведь установленный процент за услуги большой, у нас он составляет 1,2% для крупных компаний. Дело в многочисленных ошибках, которые допускает центр при печатании квитанций. Любая неточность чревата народными волнениями, а у меня давно всё отлажено, - рассуждает он.
По словам Володкевича, пока ЕИРЦ можно сравнить с водителем автомобиля, про которого пока не ясно, умеет ли он вообще водить.
- В списке учредителей центра и такие важные фигуры как Ковальчуки (входят в ближний круг президента — ред.), и правительство Ленобласти. Вы им не доверяете?
- Все они не печатают квитанции. Если люди найдут ошибку в расчётах, порвут нас, а не их.
Аналогичная ситуация в Подпорожском районе, где из четырёх фирм договор с ЕИРЦ заключило только ООО "Подпорожская ремонтно-эксплуатационная служба". Компания обслуживает 5 тысяч лицевых счетов в 130 домах, это примерно половина города Подпорожья.
Впрочем, пары минут разговора с генеральным директором Дмитрием Хоросавиным хватит, чтобы понять, что он на грани разрыва отношений с ЕИРЦ.
- Это не я вступил, это меня вступили. Я бы тоже вышел из договора, если бы мог, но не могу, ведь вы знаете, в какой стране мы живём, - начал беседу Хоросавин.
Директор управляющей компании объяснил, что подписать контракт с центром его заставила администрация, теперь за посреднические услуги по сбору платежей он платит 90 тысяч рублей в месяц, хотя "мог бы потратить эти деньги на ремонт домов".
- Я долго не заключал договор, но сломался летом прошлого года. До этого пытался доказать, что у меня нет необходимости работать с ними. Зачем мне платить лишние деньги? - возмущён он.
В качестве одной из причин появления в регионе ЕИРЦ называется увеличение собираемости коммунальных услуг. Однако Хоросавин заявляет, что взаимосвязи между этой организацией и оплатой населением нет.
- У нас все платежи отдельные, по разным квитанциям, так что в этом плане смысл существования центра отпадает. К тому же, у нас собираемость 92%, а мне приходится отдавать и за оставшиеся 8%. Короче, берут деньги практически за спасибо. Почему бы так не жить? - по конец беседы разошёлся Хоросавин.
В администрации Подпорожского района пообещали, что оставшиеся компании заключат контракт в начале июня, но заметили, что "там придерживаются того же мнения, что и Хоросавин".
Последний из официальных борцов, директор ООО "Городское хозяйство" из Волосовского района Андрей Фёдоров, сначала сообщил 47news, что "его убедили" и во вторник, 21 марта, он подпишет контракт на обслуживание с ЕИРЦ. Всего в районе 14,5 тысяч лицевых счетов на 360 домов, здесь работают три управляющих компании. Ещё две, "Дом-сервис" и "Волосовское управляющее хозяйство", делят пополам район, в то время как "Горхозяйство" Фёдорова обслуживает весь город Волосово. Все они действуют как единое целое.
- Два года не вступал, у нас своя биллинговая система. Не понимаю, зачем делать лучше там, где хорошо, - удивляется он.
Однако, Фёдоров признаётся, что на минувшей неделе прошло совещание на Суворовском,67 с участием губернатора Александра Дрозденко.
- Там нам объяснили, что проект областной и его надо поддержать, - вспоминает он.
Впрочем, директор почему-то уверен, что ЕИРЦ ради него перепишет свой договор и разрешит переводить деньги не на счёт центра, а сразу в пользу предприятий.
- Вам разве не кажется, что центр создавался как раз для аккумулирования платежей именно на своих счетах?
- Но в таком виде я договор не подпишу.
- Значит, вы его не подпишете вообще.
- Значит, не подпишу.
Заметим, что все приведённые выше примеры были найдены журналистом 47news всего за несколько часов обзвона. Так что мы осознаём, что есть и протестующие, о которых мы не знаем.
Директора ЕИРЦ Дениса Шабарина мы спросили, нет ли у него ощущения, что с уходом лужского "Века" начался исход организаций из его системы. "Такого ощущения у меня нет. С "Веком" уникальная ситуация, ведь они при подписании договора подменили листок в договоре. В результате мы получали агентское вознаграждение только за жилищные услуги, хотя должны были за все коммунальные. Были переговоры, шум не поднимали, за год получилось шесть миллионов убытков. Перед Новым годом я решил, что не хочу больше оказывать услуги безвозмездно, - объяснил ситуацию Шабарин.
В целом же он заметил, что в Госдуме разработан законопроект, согласно которому скоро все управляющие компании должны будут работать через центр.
- Все там будут, - пообещал он.
Юлия Гильмшина,
47news