Таможня жалуется на старый мост «Дружба» и старый пост, а перевозчики кивают на таможенников и большую политику. В результате – переправу не чинят, машины стоят по неделе в пробках перед границей. Так в нескольких словах можно описать ситуацию, сложившуюся на российско-эстонской границе в последнее время. Точки кипения дальнобойщики достигли на минувших выходных и перекрыли трассу. Впрочем, практически безрезультатно.


Проблемы на небольшом участке эстонско-российской границы существуют уже долгое время – пункт пропуска в Ивангороде не то, что работает на пределе возможностей, - он попросту не предназначен для столь большого грузопотока. Его запустили в строй 12 октября 1993 года, однако ожидать многого от поста, расположенного практически в центре города, как минимум, самонадеянно – нет ни нормальной площадки для отстоя фур, ни достаточной территории. Кроме того, мост «Дружба», соединяющий противоположные берега реки Наровы, давно требует капитальной реконструкции. С самого появления на границе некогда единых стран  пограничной заставы предполагалось, что переходы появятся и в других местах поблизости. Однако за 14 лет практически ничего не изменилось. А вот обострение отношений между двумя соседями, кажется, сказалось не только на политике большой, но и местного значения. Индикатор этого – количество машин в очереди по ту сторону границы. Пробки были всегда, но не такие, когда водители по неделе ждут возможности покинуть сопредельную территорию.


По словам руководителя одной из компаний, занимающейся грузоперевозками между Эстонией и Россией, если раньше можно было успеть сделать 3-4 рейса Таллин-Москва, то теперь – максимум два. Простой на границе водителям не оплачивают, товары портятся. По словам нашего собеседника, сейчас в сутки через МАПП «Ивангород» проходит только 15-18 фур в сутки - вместо 70-100 при нормальном режиме работы. Это даже из расчета 40 минут на машину – слишком мало. При этом грузовики запускают на пост только в 6 утра и 6 вечера. Кстати, дальнобойщики уверяют, что на эстонской стороне им обеспечиваются все условия, чтобы нормально дождаться перехода границы. Хотя тем, кто не живет поблизости, приходится все равно туго.


Многие связывают простои с негласными санкциями в адрес соседей после достопамятных событий на площади Тынисмяги в Талинне. А меж тем страдают по большей части россияне – эстонцы давно ушли на европейские направления, где нет таких проблем на границах. Этот маршрут по большей части обслуживают русские и те, у кого семьи живут в двух странах. Так что, выходит, сами себя бьем?


Ехать через другие посты, например, «Шумилкино» в Псковской области, конечно, разумнее, но и там дорога окажется едва ли на 2 дня короче.


На таможне же уверяют, что сезонный всплеск товаропотока совпал с единственным временем в году, когда возможно ремонтировать старый пропускной пост. По данным пресс-службы Кингисеппской таможни, ежедневно через МАПП «Ивангород», проходит около 90 машин и это – предел. Кроме того, должны проводиться подготовительные и исследовательские работы на мосту. Только работ так никто и не ведет. Про «ужасающее» состояние переправы заговорили в мае. Тогда же было предписано: машины с грузом свыше 3,5 тонн на мост не пускать, дабы переправу разгрузить и начать работы по реконструкции.


С тех пор распоряжение это уже не действует, на мост пускают все машины вне зависимости от тоннажа. Пробка с российской стороны тянется, по официальным данным, на 3 километра (по подсчетам наших коллег – до 15 километров).


Минтранс пока ничего не обещает, так что остается поверить таможенникам и подождать середины августа, когда ремонт на посту завершится и, возможно, пробки рассеются естественным путем.


Ксения Потеева