Монополиста мусорного рынка Ленобласти выберут до 1 января. На 3 миллиона тонн ТБО ему дадут 5 миллиардов рублей в год. Но обещают схватку. Претендентами называют областную УК по отходам и крупнейший в Петербурге автопарк друзей Георгия Полтавченко.
Правительство Ленинградской области намерено выбрать компанию-регионального оператора по обращению с отходами еще до конца года. Об этом 12 октября на профильной пресс-конференции сообщила заместитель начальника департамента Росприроднадзора по СЗФО Оксана Авдиенко. Несмотря на опасения специалистов, Ленобласть успела завершить разработку территориальной схемы обращения с отходами (ТСОО). Мало того, схема уже утверждена и в Северо-Западном департаменте и в головном Росприроднадзоре в Москве.
Ранее областное правительство приняло программу обращения с отходами. Таким образом, фактически готовы оба фундаментальных документа, необходимых для проведения конкурса по выбору регионального оператора. А говоря проще — монополиста, который будет контролировать мусорный рынок объемом 3-5 миллиарда рублей в год.
Отметим, что речь идет о твердых бытовых и твердых коммунальных отходах (ТБО и ТКО). Это тот мусор, что производит население, а также бытовые отходы юридических лиц. Строительный мусор и опасные отходы III-I класса, вроде тех, что размещались на скандально известном полигоне "Красный Бор" - к бытовым и коммунальным не относятся. Это, как говорится, совсем другая история.
По данным Росприроднадзора, ежегодно в Ленобласти образуется порядка 900 тысяч тонн ТБО и ТКО. Из них областные контролирующие органы признают "своими", то есть произведенными жителями 47-региона, только около 500 тысяч тонн. Остальные 400 производятся дачниками и жителями других регионов, приезжающими в Ленобласть. Еще два миллиона тонн бытового и коммунального мусора в год производит Петербург. Размещать отходы на территории населенных пунктов нельзя и весь петербургский мусор также отправляется на областные полигоны. Сбор, транспортировку и размещение совокупного объема специалисты и оценивают в сумму до пяти миллиардов рублей.
Подчеркнем — речь идет только об "официальном" мусоре, размещаемом на 17-ти лицензированных площадках 47-го региона. Помимо него экологи насчитывают в Ленобласти около двух тысяч несанкционированных свалок, размерами от нескольких квадратных метров до гектаров. Теневой мусорный оборот ТСОО не учитывается. Впрочем, по словам профильных чиновников, после появления в регионе оператора, вопросы по ликвидации существующих и предотвращению появления новых несанкционированных свалок нужно будет задавать именно этой компании.
Как рассказал корреспонденту 47news руководитель областного Управления по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (УОКДОО) Николай Борисов, ТСОО Ленобласти будет утверждено сразу после общественных обсуждений схемы.
"Разработчик схемы не предлагает конкретную компанию, которая по его мнению должна стать оператором. Эта фирма будет выбираться по конкурсу. Схемой лишь определено, что в Ленобласти будет одна зона для работы оператора. То есть одна компания будет работать на всей территории региона", - отметил Борисов.
В соседнем Петербурге, территориальная схема которого разрабатывалась в сотрудничестве с областными коллегами, определены две зоны. Впрочем есть любопытный нюанс — никто не мешает одной компании подать заявки на участие в конкурсе региональных операторов хоть всех субъектов СЗФО. То есть, теоретически, одна фирма может стать оператором единой зоны Ленобласти и она же — оператором двух зон Петербурга. Повторимся — это лишь теория.
Ранее 47news предполагал, что с очень большой долей вероятности победителем регионального конкурса на определение оператора может стать областная Управляющая компания по обращению с отходами (УК ООЛО). Впрочем эксперты, с которыми поговорил журналист, не исключают, что схватка за пятимиллиардный рынок не будет легкой. Например, на место регоператора может претендовать петербургское ОАО "Автопарк №1 Спецтранс". Это предприятие семьи предпринимателя Анатолия Язева, считается абсолютным лидером по вывозу отходов с территории Петербурга. Отходы направляются на контролируемый Язевыми полигон "Новый Свет" в Гатчинском районе Ленобласти. Кстати, Анатолий Язев считается хорошим знакомым губернатора Петербурга Георгия Полтавченко.
"Очевидно наблюдаются трения между обалстным правительством и Язевым. Александр Дрозденко в последнее время сильно критикует работу полигона "Новый Свет" и говорит о необходимости его рекультивации. Я бы не исключил вероятность того, что Язев попытается стать оператором и в городе и в области — у его компании есть основания", - считает один из опытных игроков мусорного рынка.
Сын Анатолия Язева Константин, являющийся совладельцем "Автопарка №1 Спецтранс", осторожно отметил, что хотя его компания действительно готова к участию в конкурсах, все будет зависит от их параметров.
"Пока игрокам рынка вообще не известны условия, которые будут зявлены на конкурсах. Если будут выгодные, конечно мы будем участвовать. Технически все возможности у нас есть", - сообщил он.
Впрочем, все региональные интриги еще могут разбиться о камень федерального законодательства. Пока правительство РФ не издало подзаконный акт, регламентирующий саму процедуру выбора и утверждения оператора. Его областные власти ожидают, что называется, на днях.
А уже с первого января нового года на всей территории страны вводится частичный запрет на захоронение отходов, подлежащих переработке. Например, 20% автомобильных покрышек, картона и бумаги, 30% металлической тары, 15% нефтепродуктов и аккумуляторов и ряд других категорий мусора теперь должны перерабатываться. Именно такая непростая задача станет первоочередной для компаний-регоператоров. Можно предположить, что они же станут получателями профильных субсидий, которые также оцениваются миллиардами рублей.
Артем Шалякин,
47news