Африканская чума мешает возбудить уголовные дела по контрабанде в Лесном порту Петербурга и областной Усть-Луге. Сало ввозить нельзя, а значит, и не надо платить таможне. Юридический казус защищает теневиков, зарабатывающих по 700 тысяч рублей с контейнера.

В порту Усть-Луга 29 сентября задержали незаконный груз. Как сообщает посвященный внешнеэкономической деятельности портал  провэд.рф, сотрудники оперативной таможни изъяли 11 поступивших в порт контейнеров, указания на которые поступили прямо из Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС РФ. По сведениям 47news, как и в случае с Лесным портом Петербурга, где транспортная полиция недавно задержала 350 тонн  запрещенного к ввозу в страну свиного шпика,  в усть-лужских контейнерах также может находиться сало.

Само по себе это не сенсация. Когда в феврале этого года оперативники ФСБ вскрывали в усть-лужском порту  контейнеры с контрабандным элитным коньяком, вроде бы принадлежащих миллиардеру Михальченко, то на складе временного хранения наблюдался и запрещенный к ввозу шпик. Экономика теневого "салозавоза" проста и понятна — по словам специалистов, цена килограмма сала для переработки на рынке – 200 рублей, а с контрабандной получается 170. То есть чистая выгода с одного стандартного 24-тонного контейнера — 720 тысяч рублей.

Любопытно другое — если два контейнера с коньяком повлекли за собой возбуждение уголовного дела по статье 200.2 УК РФ – "контрабанда алкогольной продукции в организованной группе в особо крупном размере", то за ввоз незаконного сала теневикам не грозит даже стандартная 194-я - "уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица".
 
Напомним, что как писала Фонтанка, на днях в петербургском Лесном порту разгорелся конфликт с участием сразу нескольких силовых ведомств. Сначала транспортные полицейские  обратили внимание на минусовой температурный режим в контейнерах, не соответствующий заявленному в декларации грузу – "хромовому концентрату измельченному". После чего открыли сначала два контейнера, затем еще один, где обнаружили запрещенное к ввозу сало. Однако, несмотря на требование Роспотребнадзора, шесть из двенадцати контейнеров было выпущено по команде Балтийской таможни. В результате в конфликт была вынуждена вмешаться Служба экономической безопасности ФСБ, начавшая проверку в отношении должностных лиц таможни.

Поставщикам 350-ти тонн сала также не грозит уголовное преследование по контрабандной статье. Как рассказали 47news специалисты городского Роспотребнадзора — все дело в юридическом казусе.

"С конца 2014 года часть мясной продукции, в том числе и свиное сало, запрещена Россельхознадзором к ввозу в Российскую Федерацию. Дело не в санкциях — его вообще нельзя ввозить. Это решение принято в связи с эпидемией африканской чумы свиней",- объяснил главный специалист-эксперт отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории петербургского Роспотребнадзора Дмитрий Макаров.

С точки зрения закона — то, что нельзя ввозить в страну, не может и облагаться таможенными сборами. То есть незаконно ввезенная свинина теоретически способна повредить здоровью граждан, но при этом не могла нанести ущерба бюджету таможенной недоимкой. Логика железная.

По словам Макарова, теперь салом по подведомственности займется Россельхознадзор. Процедура такова: вызванные таможенными службами или транспортной полицией специалисты Роспотребнадзора делают заключение о незаконности обследованного груза. Затем он арестовывается и передается на склад временного хранения. После этого уже Россельхознадзор определяет место и способ уничтожения груза — например, он может сжигаться в печах или захораниваться в специальных могильниках. Затем изъятое доставляется к выбранному месту и утилизируется. По словам специалиста, вся процедура обычно занимает от двух недель до месяца.

Отметим, что если в 11-ти задержанных в Усть-Луге контейнерах действительно содержится свиное сало, недополученную теневым бизнесом чистую прибыль можно оценить примерно в восемь миллионов рублей. А за особо крупную контрабанду, совершенную организованной группой, по закону можно получить срок от 7 до 12-ти лет. Но в данном случае это лишь занимательная теория.

Артем Шалякин,
47news