В минувшую пятницу, 13 июля, в Выборге прошли общественные слушания, посвященные обсуждению проекта строительства новой грузовой железнодорожной ветки, проходящий через Выборг к порту Высоцк.


Суть проекта такова. В связи с организацией скоростного пассажирского движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки, грузовое движение на Карельском перешейке предполагается перевести на т.н. "Приозерское направление". То есть, идущие через Петербург в порты Выборгского района Ленинградской области транзитные грузы, будут следовать по маршруту поселок Лосево (Приозерский район, не путать с одноименным населенным пунктом в Выборгском) - Каменногорск - Выборг -  Высоцк. Общая протяженность новой грузовой электрофицированной ветки составит 68 км. Финансирование строительства предполагается на основе частно-государственного партнерства. 35% необходимых средств вносится из Инвестиционного фонда правительством РФ, а 65% - ОАО "РЖД" вместе с частными структурами. Под последними, подразумевается компания "ЛУКОЙЛ", чьи грузы в основном и будут доставляться в Высоцк. Общая цена проекта на 2007 год составляет 65 миллиардов рублей.

 

Едва только были озвучены подобные планы, как тут же возник конфликт с администрацией Приозерского района. Поскольку железнодорожная ветка, во-первых, проходит вблизи многочисленных садоводств, а во-вторых, затрагивает интересы многочисленных петербургских любителей водного туризма, а также иностранных владельцев, прилегающих к Вуоксе земельных участков.


Впрочем, как рассказал на общественных слушаниях начальник службы технической политики Октябрьской железной дороги Вячеслав Егоров, в январе железнодорожники вместе с вице-губернатором Николаем Пасядой и представителями руководства Приозерского района проехались на автомотриссе по району будущего строительства, после чего "были сняты все вопросы".


Однако пример с Приозерским районом ни коим образом не воодушевил многочисленных представителей общественных организаций и просто радеющих за судьбу своего города граждан, собравшихся в актовом зале Выборгской районной администрации.


Больше всего не понравился выборжанам тот факт, что в результате реализации проекта каждые 15-20 минут через Выборг будут проходить составы с нефтепродуктами. По их мнению, подобное движение может привести к массовым жертвам в случае взрыва цистерны с нефтепродуктами в центре города. Кроме того, многие выступавшие говорили об опасности для окружающей среды, а также возникновения многокилометровых пробок на железнодорожных переездах.


Мнение простых жителей поддержали депутат областного Законодательного Собрания Ленинградской области Светланы Шевченко и бывший областной депутат Петр Гройзман. К общему хору возмущенных голосов выборжан присоединились и представители местных властей. Так заместитель главы по ЖКХ администрации МО "Выборгский муниципальный район" Юрий Самусенко выразил недоумение, почему по имеющимся в его распоряжении документов, стоимость обходного варианта строительства пути (за пределами Выборга), составляет лишь 1,9 млрд. руб., а по мнению железнодорожников цена вопроса - "10-12 миллиардов рублей".


Итогом бурных выступлений стало голосование, в результате которого выборжане единогласно отклонили проект, представленный железнодорожным ведомством.


Впрочем, как рассказали в беседе с корреспондентом 47News представители железнодорожного ведомства, на самом деле трудности в осуществлении проекта они по-прежнему встречают не только в Выборге. К примеру, часть железнодорожного пути должна проходить через угодья некого лесного магната, являющегося по совместительству депутатом Государственной Думы. Так вот там, проектировщики, без всяких общественных слушаний, были попросту встречены охраной народного избранника, вооруженной автоматическим стрелковым оружием.


Надо полагать, что в Выборге до применения столь веских аргументах дело не дойдет. Поскольку из заявлений самих железнодорожников можно сделать вывод, что они исходят из двух основополагающих моментов: необходимость развития портов в Выборгском районе Ленобласти в соответствии с последними указаниями Кремля и утвержденным в Москве планом строительства магистрали вкупе с приложенной ей сметой. И если завтра Владимир Владимирович Путин волевым решением перед объективами многочисленных телекамер, как это он уже делал в случае с Байкалом, предложит вести новую ветку в обход Выборга, то ведомство г-на Якунина, несомненно, возьмет под козырек и исполнит волю главы государства. А что касается дополнительных средств, будь то 12 или 2 миллиарда рублей, можно не сомневаться - таковые у "ЛУКОЙЛа" найдутся.


Владислав Гольянов