На всеволожском заводе Ford Sollers отрицают массовые увольнения женщин. Говорят, что подъем продаж 150 человек без работы не оставит. Но в профсоюзе уверены — деньги областного правительства пошли на компенсации дискриминируемым женщинам. Экономический теоретик Ялов молчит.

В профсоюзе всеволожского автомобильного завода Ford Sollers возмущены тем, как компания тратит деньги, выделенные на поддержку производства правительством Ленинградской области. Хотя в ближайшие три года автопроизводитель сможет сэкономить порядка 160-и миллионов рублей, защитники прав рабочих заявляют — эти деньги будут направлены не на подъем производства, а как-раз наоборот - на массовые сокращения рабочих мест.

Напомним, в сентябре прошлого года областной ЗакС внес изменения в закон "О налоге на имущество организаций", гарантирующие единственному автопроизводителю в регионе снижение ставки налога на имущество на 50%. Льгота будет действовать в ограниченный период – с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Предполагаемая годовая экономия должна составить 53 миллиона рублей.

По мнению областного комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, обосновавшего налоговую льготу, такая мера "даст возможность предприятию компенсировать затраты на необходимый запуск новых моделей, а также снизить цены на машины для покупателей". Однако четыре месяца спустя в профсоюзе сообщили, что завод намерен сократить 150 человек, работающих в цехах. Им предлагают увольняться по добровольной программе, выплачивая в качестве компенсации пять месячных окладов. По словам профсоюзных активистов, увольняться предлагают преимущественно женщинам, работающим на конвейерах покрасочного и сборочного цехов завода.

"На прошлой неделе состоялась встреча с руководством завода, на которой администрация сообщила нам о намерении постепенно сократить 150 человек. Причем программа действует только на рабочих — административному персоналу увольняться с такой компенсацией не предлагают. Фактически, деньги, не поступившие в бюджет Ленобласти, используются не для развития производства, а для увольнения работниц производственных цехов", - возмутился руководитель первичной профсоюзной организации Ford Sollers Артем Яшенков.

Он отметил, что к настоящему моменту добровольное соглашение с руководством подписало уже около 50-и человек, примерно 70% из которых - женщины. "Вряд ли это политика руководства компании. Просто отдельные личности в цехах откровенно принуждают работниц к увольнениям. Это не только явная дискриминация по половому признаку, но и очевидное нарушение законодательства",- добавил Яшенков.

Напомним, что кризис на заводе начался еще в марте 2014 года года. Сначала предприятие перешло на односменный режим работы, сократив около 700 человек, затем уменьшило рабочую неделю до 4-дневной. Рабочие стали жаловаться на сокращение реальных заработных плат на 35% и требовать индексации, в том числе и при помощи забастовки, стартовавшей в середине прошлого года.

В пресс-службе Ford Sollers информацию о массовых увольнениях категорически опровергли. "У нас действительно есть программа компенсации при добровольном увольнении, но она работает еще с прошлого года. Никто не объявлял рабочим о намерении сокращать 150 сотрудников. Видимо в профсоюзе просто посчитали, сколько рабочих сейчас в простое и решили, что они все уволятся. На самом деле это не так — найти работу сейчас не просто и реальные объемы увольнений у нас не большие", - заявили в пресс-службе.

Конкретное число уволившихся по программе работников в компании не уточнили, отметив, что "в какой-то месяц увольняются 3-5 человек, в другой - 20, а в третий — вообще никто". Журналиста 47news также заверили, что об увольнении 150-и сотрудников речь вообще не идет, так как продажи автомобилей форд в январе этого года выросли на 25%. Соответственно, дальнейшего снижение мощностей производства не планируется.

Отметим, что прогнозы пресс-службы Ford Sollers кажутся очень оптимистичными. Так, большинство петербургских автопроизводителей в этом году готовятся к дальнейшему снижению продаж. По информации портала lenta.ru, ссылающегося на "Ассоциацию европейского бизнеса", в 2016 году продажи автомобилей в России снизятся еще на 4,7%.

На звонок корреспондента 47news экономический зампред областного правительства Дмитрий Ялов по традиции не снял трубку. Так что узнать, как относятся в правительстве к тратам недополученного в бюджет налога на компенсации уволенным работницам редакции не удалось.

Впрочем, мы сами отметили некоторый позитив. По словам Артема Яшенкова, средний оклад работающих на конвейерах — 46 тысяч рублей. Но из-за простоя и 4-дневной рабочей недели реальная заработная плата не превышает 28-32 тысяч рублей. При увольнении по программе работники получают пять полных окладов — то есть по 230 тысяч рублей. То есть сумму реального дохода за 7-8 месяцев.

При таком подходе ожидать массовых заявлений от недовольных в инспекцию труда или прокуратуру не приходится. Хотя в руководстве компании могли бы вспомнить слова её основателя Генри Форда: "Женщина - это не только вагон удовольствий, но и три, а то и четыре тонны проблем".

Артем Шалякин,

47news