Областное правительство готово расстаться с шумным и дорогим театром "На Литейном". А в Петербурге готовы помочь и тратить на сотый театр сотню миллионов в год. Ни оставить без субсидий, ни закрыть проблемное учреждение нельзя. Финальное решение за министром культуры Мединским.

Врио губернатора Ленобласти Александр Дрозденко выразил готовность расстаться с театром "На Литейном". "Я подтвердил вице-губернатору Петербурга Владимиру Кириллову и Полтавченко устно, что Ленобласть готова передать театр. Ход на стороне города",- сообщил он СМИ 25 июня.

Тремя неделями ранее врио губернатора в эфире Радио России заявил, что не против передачи театра. Творческий коллектив обрадовался и 15 июня передал письмо Георгию Полтавченко с просьбой принять их заведение на баланс города. Губернатор Петербурга отреагировал практически мгновенно — уже на следующий день он отдал распоряжение начать подготовку к переподчинению культурного учреждения.

Отметим, что еще в конце мая областные чиновники уверенно заявляли — театр "На Литейном" останется в ведении Ленобласти. Так, на вопрос корреспондента 47news — не проще ли передать дорогой для бюджета актив городу, в центре которого он и расположен, профильный вице-губернатор Николай Емельянов ответил, что  такая идея не рассматривается. "Мы дорожим театрами — брендами, которые есть",- пояснил тогда Емельянов.

Исторически в ведении областного комитета по культуре находятся четыре театра, три из которых: "На Литейном", "На Васильевском" и "Комедианты" - территориально расположены в Санкт-Петербурге, а четвертый, "Святая Крепость", - в Выборге. В прошлом году на их содержание из бюджета региона суммарно было выделено более 237 миллионов рублей.

Поводом к поднятию "театрального вопроса" стал громкий конфликт. После увольнения из театра "На Литейном" художественного руководителя комитет по культуре начал проверку и пришел к выводу, что культурное заведение относится к выездным гастролям в Ленобласти спустя рукава. Было принято решение юридически объединить его с театром "На Васильевском" под руководством директора последнего — Владимира Словохотова. Однако коллектив выступил с категорическим протестом  вплоть до митингов, в результате чего Александр Дрозденко объединение театров отменил, оставив Словохотова временным руководителем. Тот попытался разрешить конфликт, назначив худруком  известного на федеральном уровне театрального деятеля Бориса Мездрича. Однако и это распоряжение было отменено  по формальному признаку. При этом количество федеральных культурных новостей с негативным содержанием стало вызывать беспокойство даже у  петербургских законодателей.

В сложившихся обстоятельствах передача проблемного театра Санкт-Петербургу кажется мерой очевидной. Кроме того, это логично. Ленинградская область в первую очередь отличается от Петербурга большой территорией. Менталитет жителей в двух регионах также иной. Если из находящегося на расстоянии 30 километров городского Колпино в театр "На Литейном" нет-нет да заедут, то из столь же удаленной Рахьи уже вряд ли. О дальних районах и вовсе говорить не приходится. Если ехать за 120 километров в Петербург с целью культурного досуга, то сам огромный выбор культурных учреждений будет не в пользу областных театров.

Таким образом участвовать в жизни Ленобласти её театры могут только гастролями. При этом сами актеры живут и работают в Петербурге, вращаясь в городской театральной среде. Поездки по областным домам культуры вряд ли сравнимы с гастролями в Европу, соответственно и воспринимаются в лучшем случае как капустники, а в худшем — как армейские сборы. Заслуженные деятели не поедут. Отсюда и недовольство комитета по культуре качеством проводимых гастролей, за которые бюджет платит миллионы рублей.

По словам экс-худрука театра Игоря Ларина, 60 выездных спектаклей из госзадания театра "На Литейном" в прошлом году выполняла "одна девочка, которая ездила по Ленобласти с гитарой и пела, получая по 500 рублей за выступление". При этом театр получил из бюджета 71,8 миллиона рублей.

Других вариантов распрощаться с обременительным активом, кроме как передать его городу, нет. В "свободном плавании", то есть без бюджетной поддержки, театр "На Литейном" существовать не сможет из-за низкой рентабельности. "Это же вам не Мариинка",- прокомментировал 47news специалист в области культуры. Вопрос о закрытии театра и вовсе кажется неудачной шуткой, ведь негатив от такого действия может превзойти эффект от закрытия какого-нибудь крупного и социально значимого производства. Если даже идея объединить театры заставила Александра Дрозденко  часами беседовать с театральными деятелями разного масштаба, его гипотетическое закрытие приведет к тому, что телефонные трубки будут снимать уже в Кремле.

Готовность городского правительства  взять на себя областное культурное заведение можно расценить как помощь коллегам. В Петербурге уже насчитывается более сотни театров и театральных коллективов — от всемирно известных, до экспериментальных. Еще один, фактически и так много лет работающий в центре города, не даст Петербургу какого-то существенного плюса, но потребует примерно сотни миллионов рублей из бюджета ежегодно.

В городском комитете по культуре корреспонденту 47news затруднились ответить, сколько времени займет передача театра, если соответствующее соглашение будет подписано. "Это зависит от скорости оформления и поступления различных документов, так что даже примерно сейчас сказать нельзя",- объяснили в пресс-службе комитета. При этом там отметили, что на данный момент никаких официальных бумаг, касающихся передачи театра, в ведомство не поступало.

В пресс-службе губернатора и правительства Ленинградской области сообщили, что готовы как передать театр городу, в случае согласия последнего, так и сохранить его в своем ведении. "Решение за Санкт-Петербургом, к которому и обращаются сотрудники театра. Если такое решение будет принято, потребуется выполнение ряда имущественных процедур. Сколько они могут занять по времени - вопрос, скорее, к городу",- отметили в пресс-службе.

Впрочем, компетентные лица уверены, что точку в театральном вопросе должен поставить  Минкульт. Без визы министра культуры Владимира Мединского подписание соглашения о межсубъектовой передаче театра вряд ли возможно.

Артем Шалякин,
47news