Впервые за 27 лет в Выборгском замке сменился директор. На этом моменте средневековый город начнёт бурлить, ведь депутата Цоя воспринимают сквозь биографию авторитетного отца. Судьбу 34-х реставрационных миллиардов не доверяют только губернатору Дрозденко. Один Владимир Путин не такой.

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко выполнил своё обещание, уволив директора Выборгского замка Светлану Абдуллину, которая проработала на этом месте 27 лет.  В начале июня он, осмотрев место выпадения кладки южного вала крепости, остался недоволен тем, что она ещё не заделана.

Ходят слухи, что председатель комитета по культуре Наталья Кононенко в ближайшее время также покинет свой пост. Во время той же прогулки, когда осматривал стену, Дрозденко объявил ей замечание. Помимо этого, Кононенко припомнят федеральный скандал с не назначением в "Театр на Литейном" режиссёра Бориса Мездрича.  Так и не узнает публика о гибели мировой сенсации в Сербии — на этот же пост комитет пытался пригласить режиссёра Эмира Кустурицу. Это уже не слух. Непосредственно в переговорах с ним участвовал как комитет, так и и.о. директора театра Владимир Словохотов.

О том, кто заменит Наталью Кононенко, пока неизвестно. Временно исполняющим обязанности директора Выборгского замка во вторник, 16 июня, назначен 30-летний депутат от "Единой России" областного парламента Владимир Цой. В течение лета  замок превратится в заповедник и перестанет подчиняться Музейному агентству, руководителем которого, скорее всего , также будет Цой.

С высокой долей вероятности можем предположить, что с этого момента жизнь Выборга не станет спокойней. Как известно, на реставрацию средневекового города в последнее время стали выделяться значительные средства.

Министерство культуры в прошлом году направило свыше 60 миллионов рублей на разработку проектной документации по реставрационным работам в Выборге. Также из федерального и регионального бюджетов в течение пяти лет будет выделено 4 миллиарда рублей на работы по сохранению исторической части Выборга, а после публичного обсуждения концепции, городу перечислят  ещё 30 миллиардов рублей. Помимо этого, Выборгский замок уже получил от Международного банка реконструкции и развития 24 миллиона долларов (больше 1,2 миллиарда рублей по текущему курсу) на реставрационные работы.

Жители Выборгского района, ещё недавно тысячами заполнявшие петицию с требованием остановить разрушение замка,  начали волноваться по другому поводу. В начале июня  в социальных сетях стала распространяться информация о готовящемся митинге "против разворовывания средств, направленных на восстановление Выборга". До этого в тех же социальных сетях жители активно и массово высказывались в том же духе.

"Что ж, можно только порадоваться скорому солидному увеличению личного благосостояния у лиц, причастных к этой кормушке", "Вощем за замком смотрят все те же, кто на нем и пилит.... а что правильно... нельзя же другим дать влезать в свои дела", "Когда интересно сажать начнут за растраты и нецелевое использование выделенных средств?", - такого рода комментарии сопровождают любые новости, касающиеся культурной жизни Выборга.  

Отдельно от пользователей сети достаётся первому вице-губернатору Константину Патраеву, до 2012 года руководившему Выборгским районом. Он возглавил попечительский совет замка, что тоже вызвало бурю эмоций. "Патраев сам рушил, теперь сохранять будет!", "Ну, если Патраев, то вопросов больше нет", "Что не рожа, то Сережа", так и тут, комиссий много,состав один и тот же", - переживают жители.  

Новому директору, 30-летнему депутату от "Единой России" Владимиру Цою, припомнили отца, бизнесмена Олега Цоя, который в 90-х годах считался одним из самых значительных персонажей Выборгского района.

"Отец, сын... поехали", "Все!Хана замку! Ждём на этом месте появления коттеджного посёлка "Цой и сыновья", - подобного рода эпитеты высказываются в его адрес.

Безусловно, такие реплики и высказывания не могут считаться деловыми, потому что не содержат ни фактов, ни предложений. Но определённую тенденцию задают. По этому поводу губернатор Александр Дрозденко поспешил успокоить:  за реставрацию Выборга он лично отвечает перед президентом Владимиром Путиным. Следовательно, переживать за судьбу миллиардов не надо.

"Не для того я выбивал миллиарды из федерального центра, чтобы позволить сейчас помешать довести дело до конца", — добавлял глава 47-го региона.

Первый вице-губернатор Константин Патраев, для которого в деле реставрации города больше личного, чем даже у Александра Дрозденко, с начальником солидарен. "Мне не слишком понятна позиция этих активистов, неясно, чего им не хватает. Власть приложила значительные усилия к тому, чтобы получить миллиарды, для этого мы обошли не один кабинет. Есть элемент везения, ведь момент был удачный. Проект федеральный и за расходованием средств будут следить не на уровне региона. В попечительский совет мы включили и реставраторов с именем, и общественников. Но активисты не хотят слышать аргументов, иногда складывается впечатление, что некоторым не хватает внимания, и отсюда это скептическое отношение", - прокомментировал Патраев 47news.

Говоря о федеральном центре, чиновники не упоминают, что решение о выделении денег принимал Владимир Путин лично. Это выдаёт в нём прежде всего человека, ведь Выборг для Путина город не чужой. Вряд ли он с такой же лёгкостью относится к выделению средств на реставрацию объектов, скажем, Костромы.

С другой стороны, даже если на всех объектах Выборга установят веб-камеры и картинка будет передаваться в кабинет президента, вряд ли это увеличит доверие граждан к проводимым работам.

Выборг — город особенный не только с исторической точки зрения, но и с политической. С 90-х годов там управляет один и тот же коллектив, который в те времена было принято называть авторитетными бизнесменами. В их число как раз и входил Олег Цой.

Во времена всеобщей разрухи наличие сплочённой команды во власти вызывало трепетное уважение со стороны жителей. Любые рассуждения уводили в сторону понимания того, что важна не манера поведения чиновников и приближённых к власти, а наличие чистых дворов, строительство детских площадок и стадионов. Обращение со стороны власти внимания на культуру и появление памятников, филиалов музеев и библиотек воспринималось как нечто из ряда вон выходящее. Любой, даже самый резкий коллектив, население воспринимало через призму приближения Выборга к Европе и непохожесть на всю остальную область.

Тогда культовую фразу Уоррена из романа "Вся королевская рать" "Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать" вполне можно было произносить на площадях и надеяться на понимание со стороны горожан.

Сегодня, и реакция со стороны выборжан на разговоры о реставрации это отчётливо показывают, времена изменились.

Спрос с чиновников повысился, потому наличие садов, дворов и стадионов воспринимается как данность. В то же время, общественное мнение забыло, что наличие садов и дворов их личных когда-то воспринималось как данность. Рассуждения же о том, кто сколько кабинетов обошёл в поисках миллиардов, воспринимаются гражданами с иронией, не хватает только фразы "это ж ваша работа". Хотя, конечно, для того, чтобы миллиарды получить, нужно и везение, заключающееся в месте рождения президента и в короткой дистанции, при которой с ним можно начать разговор о такой громадной сумме в такие тяжёлые времена. Ребёнок известного человека может быть самым лучшим специалистом в любой отрасли (Владимир Цой - профессиональный искусствовед), однако, диплом и опыт являются вторичным, а характеристика "сын" является единственным значимым для общества условием.

На этом месте если и поможет фигура, к которой можно апеллировать, то только президента Владимира Путина. Кардинально он ситуацию быстро не сломит, но в случае чего ручку, как у Олега Дерипаски в Пикалёво, вернуть попросит.

Юлия Гильмшина,
47news