Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко посетил с дружественным визитом медиа-холдинг "Агентство журналистских расследований" и познакомился с журналистами всех его изданий. За окном шёл дождь, может еще и поэтому разговор получился долгим и откровенным. Глава Ленобласти ответил на вопросы: почему он снял вице-губернаторов в субботу, кто из членов правительства его устраивает, а кто уйдёт следующим.

В ходе беседы мы выяснили, что Дрозденко намерен считаться с муниципальными элитами, но хотел бы изменить закон о местном самоуправлении и вскоре пересадит всю область на вертолёты.

"КАК И ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, Я ПЕРЕЖИВАЮ"

- Александр Юрьевич, первый вопрос висит в воздухе. В минувшую субботу вы отправили в отставку сразу трёх вице-губернаторов. К чему такая спешка?

- Для меня никакой неожиданности не было. Вы знаете, что решения по назначению членов правительства у меня созревали быстро, потому что на это было мало времени. Часть людей брал в команду в том числе по рекомендациям, ведь у меня своей скамейки запасных не было.

Мой принцип — никогда не формирую команду из друзей или близких. У меня есть узкий круг друзей, с которыми я советуюсь и общаюсь, но эти люди далеки от власти, и я не собирался брать их в команду только по принципу, что они "свои".

Первый, с кем я принял решение расстаться еще месяц назад — это Мешков (Алексей Мешков — экс-вице-губернатор по ЖКХ и ТЭК — прим.ред.). Когда брал его на работу, сразу сказал, что мне не нравится его базовая должность и что заниматься ЖКХ области будет очень трудно. У него пошли противоречия с председателями комитетов, которых я назначал. Пахомовского и Бондарчука я знал лучше, они всё-таки работали со мной в один промежуток времени. И, по отзывам глав администраций районов, они смотрелись лучше, чем Мешков. И когда он (Мешков — прим.ред.) высказал недовольство ими, я сказал: "хорошо, приведите свои кандидатуры". Кандидатуры оказались слабенькие. Я понял, что у меня нет времени ждать, когда поднимется его уровень.

- Зима наступит раньше?

- Да. И было принято принципиальное решение, хотя как специалист он неплохой. Что касается Сергея Сергеевича Шабанова, то он сильный аппаратчик, профессионально вёл своё дело. Но, как говорится, ключ от всех решений должен находиться в одном месте. Вторая причина — у нас пошли вопросы, связанные с реформой правительства и особенно "открытого правительства", формы доведения своей политики, в том числе конкурсной политики, и я понял, что здесь нужен человек со свежим взглядом. Потому Лариса (Лариса Красненко — и.о. вице-губернатора — руководитель аппарата правительства — прим.ред.) исполняет обязанности и будет исполнять их, пока мы будем подбирать кандидатуру на этот пост.

Что касается Уткина (Олег Уткин — экс-вице-губернатор по социальным вопросам — прим.ред.), то он профессионал и мой бывший коллега. Но я понимал, что нам нужно делать реформу в социальной сфере. Было принято решение поставить человека, который хорошо знает глав администраций районов, вот почему выбор пал на Емельянова (Николай Емельянов — глава администрации Кировского района — прим.ред.). Он хочет работать, и я это вижу.

- И все же почему для отставки вы выбрали полдень субботы?

- Решение было принято ещё в пятницу. Но я хотел с каждым из людей поговорить один на один, прежде чем объявить это решение. На неделе у меня просто не было времени. А поступить не по-человечески и принять решение о расторжении контрактов, не поговорив с ними, я не хотел. Тяжёлые были разговоры, тяжёлая была суббота, как и любой человек, я переживал. Но я понимал, что если эти решения не приму, то это будет мешать мне принимать другие решения.

- Видимо, это не последнее Ваше кадровое решение?

- Маленький эксклюзив для вас: будет ряд изменений в дорожном комитете и в комитете государственного и строительного надзора. Завтра-послезавтра эти решения состоятся.

"ВНУТРИ КОМАНДЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПОРЫ"

- Кто вас больше всего разочаровал, мы уже поняли. Кто больше всего оправдал ваши ожидания?

- Елин (Евгений Елин - вице-губернатор – председатель комитета финансов – прим.ред.) оправдывает мои ожидания, он "разумный консерватор", который сегодня нужен нам в правительстве. Хотя, он ещё не отошёл от экономики и у него много идей. Из-за этого они с Яловым (Дмитрий Ялов – вице-губернатор – председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности) перехлёстываются. Но это нормально. Внутри команды должны быть споры, друг другу должны что-то доказывать.

Ялов тоже работает достаточно эффективно. Он молодой, и иногда его, конечно, заносит. Но в хорошем смысле. Я всегда говорю: Двас (Григорий Двас – экс-вице-губернатор – председатель комитета экономического развития) тоже возглавил экономику области в 32 года, от этого мы получили только пользу. Если Ялов сработает так, как работал Двас на первом этапе, область получит большой "плюс". В экономике должен быть человек свободный, готовый на эксперименты, ведь это поле для творчества. А вот в финансах нельзя творчества допускать.

- Вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв, перешел к вам на работу с должности топ-менеджера крупного строительного холдинга "ЛСР". С одной стороны, у него много практического опыта, и, логично предположить, что гораздо меньше теоретического. Как он справляется со своими новыми обязанностями?

- Ему тяжело. Система принятия решений в бизнесе и во власти разная. Во власти надо учитывать политические составляющие, социальные, в том числе и общественное мнение. В бизнесе на общественное мнение не обращают внимание. Но он очень быстро перестраивается и активно работает со всеми нашими партнёрами. Решает и вопросы, связанные с взаимоотношениями с крупными застройщиками.

- А господин Патраев? (Константин Патраев – вице-губернатор по внутренней политике – прим.ред.)

- Очень непросто Константину Николаевичу, потому что ему достался большой блок, ответственность большая. Сложности добавляет то, что он попал в период, когда у нас происходят определённые структурные изменения на уровне районов. Нужно выстраивать взаимоотношения с депутатами. Есть некоторые недоработки, к примеру, решения на уровне муниципалов надо готовить, экспромтов они не терпят.

- Вы имеете в виду ситуацию в Ломоносовском районе?

- Да. Не зря районные депутаты сказали, что выполнят договоренности, которые есть с губернатором, ведь мы сидели и достаточно откровенно разговаривали. Дальше подход к решению вопросов был неподготовленный, и мы сейчас пожинаем плоды этой реакции. С другой стороны, надо признавать свои ошибки. В решении тех же вопросов по Луге мы действуем осторожней, уже без конфликтов и скандалов, спокойно готовимся к решению ключевого вопроса – кто будет исполнять обязанности главы администрации.

"В ЛОМОНОСОВЕ МЫ ПОЖИНАЕМ ПЛОДЫ СВОЕЙ ПОЛИТИКИ"

- Развейте интригу: В Ломоносовском районе в итоге будет исполнять обязанности главы администрации экс-омбудсмен Михаил Козьминых?

- Я надеюсь, что он будет исполнять обязанности, что нам хватит здравого смысла найти компромиссное решение. Здесь я бы больше всего не хотел, чтоб проявлялись чьи-либо амбиции.

- Для Луги уже нашли кандидатуры?

- По Лужскому району все проблемы крутились вокруг жилищно-коммунального хозяйства, хотя губернатор Сердюков и направлял Ейбогина (Владимир Ейбогин — экс-глава администрации Лужского района — прим.ред.) в район для решения коммунальных проблем. И при всём уважении к нему, эффективно работая в комитете, он не справился, как говорили в том фильме, "с высоким и очень ответственным поручением". Более того, он начал самоустраняться от решения проблем, перебрасывая их на первый уровень. Нельзя было оставлять ситуацию в том виде, в котором она была.

У нас сейчас есть кандидатуры на должность главы администрации. Один из них – Олег Торжков (и.о. главы администрации Лужского района — прим.ред.), но эта кандидатура очень противоречивая, также как и кандидатура Юрия Хиля (глава администрации города Луга — прим.ред.).

- Местные элиты не хотят?

- У нас так сложилось, что в каждом районе есть клановые группы. И они от выборов до выборов проявляют свою активность. Но когда происходит смена главы администрации, группы начинают снова проявляться. Понятно, что есть противоречия в районных элитах, и нам надо это учитывать.

Была опасная реакция, кто-то распространил слухи, что идёт большая "зачистка" и чуть ли половину районов хотят "зачистить". Это не так, я это уже говорил– надо спокойно реагировать на прокурорские проверки. Просто сейчас та же областная прокуратура сотрудничает с вашим изданием и открыто о проверках говорит. И каждое предписание сейчас активно обсуждается в интернете.

Но если кто-то из глав думает, что коль скоро прокурор мне скажет о начале проверок, то я попрошу его не проверять, потому что там хороший парень работает, то это не так. Я скажу: давайте проверяйте. Но только шашкой тоже махать не надо.

В то же время я сказал главам: у вас есть полномочия и возможности, но у вас есть ответственность и обязанность. Когда это будет правильно сочетаться, тогда и не будет вопросов. Порядок должен быть в области – вот и всё.

"Я НЕ МОГУ НИКОГО СНЯТЬ С ДОЛЖНОСТИ"

- Что касается порядка. По закону муниципалы должны сами выбирать, кто ими будет управлять и спрашивать с него. По факту получается, что порядок может навести только губернатор. Не думаете, что надо менять законодательства и полномочия снятия глав администраций перенести на уровень региона?

- Надо менять закон о местном самоуправлении. Когда депутаты выбирают глав администраций, то в составе конкурсной комиссии может быть около половины представителей губернатора. Если губернатор имеет представительство при назначении, то он также должен иметь возможность рекомендовать освободить главу администрации от должности. Я ведь не могу никого снять с должности, могу только порекомендовать, также как могу определенную кандидатуру направить на конкурсную комиссию.

- В среду состоялась отставка омбудсмена Михаила Козьминых, есть ли варианты, кто будет на его месте? В блогосфере пишут, что это место займет Валерий Сердюков, и что это место освобождалось специально под него.

- У нас есть несколько кандидатур. В большой степени это зависит от ЗакСа, и мы обсудим кандидатуры и с председателем, и с лидерами фракций. До конца следующей недели определимся. Валерия Павловича среди кандидатур нет.

- Все пытаются трудоустроить Валерия Павловича, никто не может поверить, что он останется на пенсии...

- Он точно будет трудоустроен. Выборы в Первомайском он, конечно, выиграет, но это не предел его амбиций. Он будет востребован, но не в политической сфере.

- Вы с ним общаетесь, он вам дает советы?

- Иногда я с ним советуюсь, особенно по вопросам экономического и социального характера, по ЖКХ — куда можно направить деньги, куда нельзя, как до этого он делал. В основном, прикладные советы.

- Бытует мнение, что в вашем назначении большую роль сыграл Юрий Ковальчук. Это справедливое утверждение?

- До своего назначения я с ним даже ни разу не встречался и по телефону не общался. Я не готов это утверждение подтвердить, потому что не знаю. Я был включён в кадровый резерв, и это тоже повлияло на моё назначение. Ну и моя работа повлияла: девять лет проработать без скандалов, без потрясений руководителем КУГИ — это тоже показатель работы.

"Я НЕ ТОЛЬКО ГУБЕРНАТОР, НО И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК"

- У Сердюкова было своё видение развития строительной политики: строить жилье в дальних районах области, завлекать туда людей. Сейчас же всё строится вблизи Петербурга. Ваши взгляды на эту отрасль отличаются от предшественника?

- Мы тоже так хотим — строить в отдалённых районах, но понятие экономической выгоды должно присутствовать. В Тихвине "Трансмашем" построен целый микрорайон, они строили часть для своих работников, часть жилья - для коммерческой продажи. Они до сих пор не могут продать эти квартиры. Вот тебе и бизнес. Как можно говорить строителю — иди строй жильё в Тихвине, Бокситогорске или Лодейном Поле, всё равно строитель пойдёт туда, где это жильё будет востребовано.

- Вы много занимаетесь стратегической концепцией Ленинградской области. После встречи с представителями бизнеса в "Игоре" многие эксперты говорили, что все экономические усилия региона теперь будут сконцентрированы на границах с городом. А что будет с другой частью Ленобласти, которая отдалена от границ Петербурга?

- Стратегией мы занимаемся потому, что должны понять, куда должна Ленобласть двигаться в ближайшие 10 – 15 лет. Взять, к примеру, Выборгский и Кингисеппский районы. С одной стороны, это благополучные районы, с другой — из-за реализующихся инвестпроектов дороги в них разбиты в хлам. Вот и нужна стратегия, чтобы понимать: где мы должны строить дороги, где будут размещены промышленные площадки, где надо строить жилье. Правильный ведь подход, когда жилье строится не только в пригородах, но и там, где развивается производство.

Или взять в пример мусорные полигоны. Нельзя просто взять и сказать: да, мы знаем проблемы Петербурга и позволим делать у нас мусорные свалки. Мы должны в стратегическом планировании прописать: какие зоны подходят под мусорные полигоны.

- Получается, вы готовы жертвовать интересами жителей области ради удовлетворения интересов города?

- Вы хотите, чтобы я признал, что полигоны должны быть внутри городской черты? Я как государственный человек - а я и губернатор и одновременно по должности член президентского госсовета, должен мыслить не только категориями области, а хотя бы категориями отношений с соседними субъектами. И сказать, что я не вижу проблем Питера по ТБО – это сказать, что я пытаюсь закрыть окна в своей квартире, чтобы не видеть соседей. Но все равно я с ними на лестничной площадке столкнусь, и все равно мне с ними делить парковку машины, и все равно мне с ними определяться, где посадить деревья и построить детскую площадку.

Или вот ещё пример по стратегическому развитию. Есть Ржевский аэропорт. Мы получили письмо от собственника, группы компаний ПТК, что они собираются там строить жилье. У меня решения строить там жилье нет, но с другой стороны - я понимаю, что это собственник, и он вправе решать, что делать с землей. Но у нас есть рычаг - определить концепцию, что мы хотим видеть на этом месте.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - ВЕРТОЛЁТЫ

- А что вы хотите видеть на этом месте?

- Конечно, у меня есть желание сделать там второй аэропорт. Но все расчеты показывают, что для принятия частных самолётов там не хватает взлетно-посадочной полосы, для тех же "Фалькон" или "Бомбардье".

- Кстати, насчет аэропортов. Сердюков в последние два года пытался развить транспортную логистику области в следующем ключе: давайте откажемся от электричек, всех пересадим на автобусы и будем развивать авиа и водное сообщение. Какое у вас видение этого вопроса?

- Идея более интенсивного использования Новоладожского, Свирского каналов очень хорошая. Это один из самых дешевых способов доставки грузов. Давайте говорить откровенно: в советское время каждое ДРСУ, которое могло довозить грузы по воде, имело свой речной причал для сыпучих грузов. Сегодня мы все почему-то кинулись в автомобильный транспорт. Сажаем за руль гастарбайтера, покупаем 80-100 тонный грузовик, который разбивает наши дороги, и это нам кажется дешевле, чем доставка тем же железнодорожным транспортом.

- На самолёты-то готовы область пересадить?

- Я считаю, что нам надо развивать малую авиацию, и прежде всего вертолётную. Мы готовы ряду компаний помочь при строительстве заправочных станций на территории области. Но давайте хотя бы десяток станций построим с вертолётными площадками, где можно заправить авиационный керосин. Сейчас много бизнесменов летают, они используют вертолёты как такси, но могут летать лишь на небольшие расстояния. До Вознесенья можно долететь, а обратно - уже нет, не хватит керосина. Иногда доходит до смешного: за сутки туда едет бочка с топливом, затем вылетает вертолет, по прилёту с бочки заправляются, а заправщик едет обратно. Но это же нецивилизованно!

- Сами вы не летаете? Даже в Подпорожье и Бокситогорск ездите на машине.

- Мне надо пока ездить, я очень много вижу.

- Что можно увидеть из машины, да еще в кортеже и на огромной скорости?

- Вижу, что происходит с придорожным сервисом. Своей, извините, пятой точкой определяю качество дорог. Интенсивность движения дорог вижу. И это даёт возможность кое-что заметить, я же иногда маршрут меняю.

- Что-то уже увидели из того, что не должны были видеть?

- Съездил несколько раз в Кингисепп и дорога, которая по плану должна была ремонтироваться в 2014 году, ремонтируется сейчас.

"ЕСТЬ ПЛЮС В ГУБЕРНАТОРСТВЕ — ПОХУДЕЛ НА СЕМЬ КИЛОГРАММОВ"

- Вы сами живёте в области или городе?

- Прописан в деревне Медный завод Всеволожского района. Но не всегда там живу, потому что далеко ездить, да и ребёнок в школу ходит, в деревне школы нет.

- Где вы отдыхаете?

- Пока нигде. У меня один выходной и отдыхаю в деревне по месту прописки. У меня там дом, участок, картошку не выращиваю, баня есть. Стараюсь гулять. Есть собака породы брюссельский грифон, но мы с ней не очень дружим, это собака моей семьи, не моя. Но по вечерам я с ней гуляю.

- За "Зенит" болеете, ходите на стадион?

- Да, конечно. Раньше ходил постоянно, теперь хожу редко, причём дважды в последнее время собирался на стадион, но из-за дел не доезжал до него.

- Да, понятно, матчи в основном по субботам, а по субботам вы снимаете вице-губернаторов...

- Нет, не надо из меня делать человека, который любит кого-то снимать с работы. Я очень переживаю всегда, когда приходится менять судьбы людей.

В этот момент губернатор обнаруживает, что самые горячие новости по ходу интервью уже стоят на лентах ажуровских интернет-изданий. И он понял, что пора с острыми темами заканчивать.

- Тут нам приходят смс, что часть наших председателей на грани инфарктов от ваших новостей. Вы так всё правительство доведёте, давайте лучше завершать.

- Тогда напоследок. В последний месяц работы в качестве вице-губернатора мы задавали вам вопрос: кто будет губернатором. Вы ответили - "не знаю". Давайте мы сейчас спросим, кто по-вашему будет следующим президентом. Вдруг это принесёт вам удачу?

- Не дай Бог такой хлеб, это очень сложно. Хотя, есть и плюсы — так за время губернаторства я похудел на семь килограммов.

Юлия Гильмшина, Софья Вертипорох, 47News