Впервые все персонажи предвыборного шоу будущего губернатора Петербурга собраны вместе. Там звёзды и мощь Администрации президента, а Беглова превратили в плоского и немого. Всё было бы ярче, если приняли хотя бы лопатное помешательство.

До выборов губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова осталось 47 дней, а с момента, как он стал временно исполняющим, прошло 292. За это время над образом будущего градоначальника работали столь мощные политтехнологические силы, что, будь дело в Москве, все мы только и повторяли бы, как похорошела Северная столица. Однако сегодня самое время констатировать: единственный результат, к которому привел их труд, заключается в том, что Беглов растворился как политическая фигура.

Если 8 сентября что-то пойдёт не так, ответственные лица вряд ли захотят, но им придётся поимённо вспомнить всех, кто сидел за столом под названием "Выборы уже выиграны, и надо только обосновать - почему".

Ничего не утверждая, 47news заранее нарисовал эту картину.

Вряд ли кто-то когда-то опровергнет факт, что председателем процесса всегда была вице-губернатор Санкт-Петербурга по внутренней политике Любовь Совершаева. Именно она, а не её подопечный, руководит всеми процедурами и пропускает через себя все решения и, будто огромный механизм, испещрена всевозможными проводами, ведущими в нужные схемы.

ignatovsky.png

Как вспоминают собеседники 47news в Администрации президента, реальная подготовка к избирательной кампании началась в декабре 2018 года. Тогда всем стало ясно, что по правую руку Совершаевой сел Евгений Пригожин, к которому давно приложены бренд "кремлёвский повар" и амплуа создателя "ольгинских троллей". На тот момент Пригожин присутствовал в системе хоть и лично, но подразумевалось, что работать будет через давнего знакомого, стоявшего у истоков его детищ — политтехнолога Ярослава Игнатовского. Предполагалось, что в этой связке будет восходить и другой специалист по выборам — Лев Павлючков.

potupchik.png

Сразу было понятно, что, в дополнение к классическим выборным механизмам, подтянут и современные — социальные сети. К ним приставили бывшего куратора продвижения предвыборной программы президента в соцмедиа Владимира Табака и экс-пресс-секретаря кремлёвского движения "Наши" Кристину Потупчик. Перед ними была поставлена задача создания сетки телеграм-каналов и ориентация на общение врио с горожанами во "Вконтакте".

seravin.png

Но, как рассказывают погружённые в тему источники нашего издания, в самом начале эта стройная схема разъехалась. Дело в том, что процедуры обсуждения не обошлись без Александра Серавина, возглавлявшего в марте президентский штаб в Петербурге. В этот раз ему доверили координацию полевой работы, и считается, что таким образом себя проявил второй условный блок технологов.

kharichev.png

Уходят они связями в личность замглавы АП Сергея Кириенко, а если брать чуть ниже - то в начальника управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Александра Харичева.

В свою очередь, Серавин не горел желанием сотрудничать с Игнатовским. Доводы его были лобовые, но доходчивые: визави обладает низкой квалификацией, давно вышел из орбиты отношений привычного им круга. Единственный его, Игнатовского, актив, заключается в исторической близости к Пригожину, да и то только оттого, что он создавал вместе с ним "фабрику троллей".

На мужские всплески эмоций, быть может, и не обратили бы внимания, если бы не вмешалась петербургская погода. Небесная канцелярия выступила с собственным мнением, и, как известно, огрела город снегопадами, от которых за семь лет правления усердно молившегося Георгия Сергеевича мы все отвыкли.

В первый рабочий день выборного года Александр Беглов публично создал мем "лопата Беглова". Петербург, недовольный выпавшими на его долю осадками, подхватил картинку и упражнялся в её гиперболизации. Подталкиваемые Смольным чиновники только помогали, то фотографируясь с инструментарием, то издавая инфографику о пользе работы с ним. Уже не было понятно, шутит элита или издевается, вставляя "лопату" во все заявления.

Это было уже и не важно, потому что инвентарь стал тем символом, про который говорят, что если бы его не было - его стоило бы придумать. К весне не выдержал даже губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, пытавшийся присоседиться хотя бы к граблям, но в тренд не попал. Помешательство длилось долго и, можно сказать, только на нём (а не на честном слове) примерно до весны держался имидж врио губернатора. Из умов народа оранжевый черенок уже не вымыть даже телевидению.

Серавин же сделал то, что сделал бы практически любой. Он оценил шоу словами в стиле "полюбуйтесь" и показал на автора мема Ярослава Игнатовского. (На этом месте мы вынуждены попросить прощения у всех, кто верил, что это Беглов сам). Шел конец января нынешнего года.

pavluchkov.png

В тот момент возникла идея поручить весь фронт работ технологу Льву Павлючкову, из последних достижений которого — победа губернатора Вадима Потомского на выборах в Орловской области. А его придумка на прошлогодних выборах в Ульяновске с лозунгом "Скумбрия – рыба будущего" настолько же нелепа, насколько и великолепна. После войны в 2008 году два года занимал пост замглавы администрации республики Южная Осетия. Впрочем, по поводу него за тем же столом решили, что, хоть плюсом и является умение создавать незабываемые образы, но он слабо интегрирован в систему АП.

rapoport.png

Чуть позже за столом появился упомянутый выше Харичев. Это была уже новая конфигурация, и в ней всё же нашлось место Павлючкову.

Всех участников проекта, структуры Смольного, технологов-территориальщиков Серавина, сотрудников "ИМА-консалтинг", команду Павлючкова и Харичева с блоком Громова связывает и администрирует ленинградец Борис Рапопорт. В своё время при главном идеологе страны Владиславе Суркове он отметился участием в курировании украинского вопроса и созданием проекта "Новороссия". Именно Рапопорт отвечал за победу Олега Кожемяко на выборах в Приморском крае после прошлогоднего конфуза с проигрышем там власти, и там у него были такие же функции, что сегодня в Петербурге, рассказывает политтехнолог, работавший в тех краях.

Если бы рисовали картину в стиле "митьков", то посадили бы Рапопорта даже не справа, на место Пригожина, а на колени Любови Совершаевой. Эксперты приходят и уходят, а председатель здесь неизменен.

gromov.png

Важно, что в тот период в управление системой координат вошёл уже и замглавы АП Алексей Громов, которого тоже видят за петербургским столом. Журналисты его называют повелителем кукол из-за проходящих раз в неделю летучек с руководителями федеральных СМИ, где даются установки, как пропагандировать события в регионах.

smirnov.png

Его протеже является начальник Управления президента по общественным связям Александр Смирнов, в зоне ответственности которого — работа с пресс-секретарями силовых ведомств. С ними видят и сотрудницу АП Дарью Лантратову, в её функции входит создание внешней картинки и напутствование в режиме 24/7 пресс-секретаря врио Инны Карпушиной.

karpushina.png

Инструментом же стала компания "ИМА-консалтинг". Считается, что структура узурпировала все самые высокобюджетные избирательные кампании, проводимые в России, в том числе, в столице, а также в Тульской и Ярославской областях, когда там баллотировались личные телохранители президента. Заниматься электоральным циклом в Петербург делегировали Светлану Замарацкую. Раньше она была концертным администратором, организовывала гастрольный быт Валентины Толкуновой и Юрия Шатунова. Генеральным директором "ИМА-консалтинг" является Вартан Саркисов, тоже участвующий в этой кампании. Нельзя не отметить и то, что для "ИМА", даже при всем уважении к Беглову, этот проект - не ключевой. По сравнению с контрактами Собянина, Петербург – провинция.

Заметим, к этому моменту Игнатовский сидит уже совсем с краю, а Евгений Пригожин и вовсе покидает их. Постоянными фигурами оказываются Табак с Потупчик, по-прежнему занимающиеся захватом интернета во имя одного Беглова.

Примерно к маю, когда элита и номенклатура ещё рассуждали, не отзовут ли в последний момент кандидатуру Беглова, пропадает и Игнатовский. Совсем. Пригожину становится неинтересен масштаб происходящего, особенно с его привычным размахом на Африку и вообще. Тем более, к тому времени появились проблемы посерьёзней, и нужно было спасать (и правильно делать) своих из Ливии. От обоих остаются буквально осколки, на которые не покрикивают только из-за влиятельности шефа.

Охладел пыл к петербургской истории и у самой "ИМА-консалтинг". Впрочем, есть компетентное мнение, что за всё время организация обозначилась всего тремя творениями. Поставила баннеры с упоминанием будущих планов по строительству социальных объектов, назвав проект "Родной город"; напечатала газету со штампованными мыслями о развитии города; отпечатала буклеты с надписью "В интересах Петербурга", уровень которых буквально археологический.

Что касается дуэта Табак-Потупчик, то они фактически создали альтернативную фабрику троллей с еще более запредельным уровнем, чем у первоисточника. Так, на Шпалерной, 52 квартирует тусовка нэймов так в тридцать. Они загримированы под какой-то фонд развития семьи. Внутри - оставшаяся без работы после распада "Лайфа" приезжая молодежь, фактически занимающаяся профанацией: больше любого позитивного хлама за Беглова и еще больше - грязи в малейшего реального оппонента. Боты, опошление, но они честны – им до лампочки.

Дошло до того, что в Петербурге нет генерального телеграм-канала. Единственный, кто хоть как-то запомнился – "Питер на двоих". Даже "Незыгарю" нечего противопоставить, а он яростно и системно лупит по Совершаевой. Когда ты выигрываешь интернет-пространство – ты конвертируешь электорат в электоральное значение. То есть молодежь хайпует и идёт на выборы. Короче, кампания даже на телегах проиграна.

Автор не является поклонником Пригожина, но зачем тогда было отказываться от его услуг.

В итоге к началу июня выясняется, что город остался в скучнейшим контексте. Два десятка средств массовой информации выстроены строго протокольно, монотонно дирижируемые пресс-секретарём губернатора Инной Карпушиной. Слова Беглову пишутся заранее, а дальше вы знаете – сценарий менять никому не дозволено. Все заявления тиражируются в телеграм-каналах, в которых же, если происходит что-то незапланированное, объясняется, почему на самом деле в городе всё спокойно, а тем, кто заметил неполадки, просто показалось.

И тут серые декорации навели самих политтехнологов на мысль, что единственная яркая вещь, произошедшая за это время — та самая лопата. Не открытие земного тяготения, но это действительно так.

Ничего лучше, что задевало бы эмоции граждан, так и не было придумано. Разве что, в конце концов, технологи из орбиты Харичева порадовали проектом "Большая любовь", о котором мы писали две недели назад. По ТВ известные люди Петербурга в стильных роликах уже признаются в любви к городу. При взгляде на эти светлые и восторженные лица в самом широком смысле слова буквально просится сюжетная линия. Да, она каноническая: весёлой гурьбой постаревшие Розенбаум и Боярский в пилотке, а, может быть, и примкнувший к ним Шнуров с бубнами и валторнами объединяются в самом лучшем месте и времени. И нам, дуракам, понятен этот план: если что-то крякает как утка - это и есть утка. Так что разрисуют Дворцовую перед днём тишины на фоне декоративных выборов. И в этом смысле, как ни смешно, это рождает надежды. Любовь-то к Петербургу есть.

Ну и нельзя не улыбнуться. Проект "Большая любовь" как нельзя лучше подходит к нашей истории, где все равно над всеми восседает Любовь Совершаева.

И, наконец: все это звёздное политбюро пахало над медиасхемой, которая должна была вбить в головы безальтернативность в кубинском стиле – "Беглов или катастрофа". Из соперников, вернее, спойлеров у него сегодня — коммунист Владимир Бортко, Михаил Амосов ("Гражданская платформа") и эсер Надежда Тихонова. Дошло до того, что даже секретная социология на второе место по популярности в городе ставит яблочника Бориса Вишневского, которого, разумеется, не допустили до выборов. При всём уважении, это означает, что отсутствие политики в Петербурге стукнулось о дно реальности.

А между тем люди, знавшие Беглова десятилетиями, общавшиеся с ним на совещаниях и просто поднимавшие по стопке, неприятно удивляются: "Саша, конечно, не "поэт", но что-то они с ним сделали". Беглову предложили несвойственную ему роль ньюсмейкера, да и "ближе к народу". Вышло смешно и нелепо. Когда он "вытаскивал" тетеньку из пожара и в лаковых туфлях махал лопатой.

Но когда словно картонного его стали приставлять со скоростью перевыполненного плана  во все возможные интерьеры, от пирожковой до военного завода, от "Зенита" до первомайского разгона, его стало жалко. На этом фоне слухи об инсульте, не позволяющем чётко воспроизводить очередной  деревянный штамп политтехнологов, легли на подготовленную почву. Вряд ли кровоизлияние было, но на встрече 16 июля с главредами жалкой ужимкой выглядели его оправдания: "С дикцией не очень, потому что зубы лечу".
 
Между тем, по отзывам знающих, в своих природных компетенциях Беглов хорош. Прежде всего, в главном, в том, что делает его сильнее не только спойлеров, но и реальных оппонентов - Беглов всегда реально разбирался в бюджете. И это всегда вспоминают знающие люди, их же трудно обмануть. Но политтехнологам из "ИМЫ" и компании это сделать удалось.

Понятно, что выборы считаются выигранными, и причем всеми, в том числе и автором. Поэтому умы тех, кто принимает решения, заняты другим — можно ли при такой забетонированной конструкции что-то сделать в будущем.

Неоднократно говорилось, что после сентября вполне возможно внесение изменений в устав города и создание должности председателя правительства Санкт-Петербурга. Кстати, на прошлой неделе федеральный политолог и игрок Станислав Белковский сделал предположение, что эту должность займёт спикер парламента Вячеслав Макаров. Местная знать с ним тут же заочно не согласилась, про себя отметив, что если и будет такой поворот, то только в пользу Совершаевой.

В конце концов, форма правления, когда президент царствует, а не правит — вполне опробованная европейская. Так, например, принято в Англии и Германии. Если что, то должность наподобие той, что досталась Полтавченко в "ОСК", всегда найдут.

За предвыборным столом же, как нас уверяют, решают, кому какие бонусы от этой кампании достанутся: государственные награды, пряники.

Сколько на неё потрачено - не скажет никто. И дело даже не в служебной тайне. Тут как на большой стройке – трудно самим сосчитать. Единственным офисом, где точно знают и, скорее всего, сидят, обняв виски – банк "Россия" Юрия Ковальчука. Опытные в таких вещах считают, что, к примеру, в сторону "ИМА" могло уйти миллионов так под 300.

А если вдруг (и так бывает) случится второй тур, то не советуем близко к этому столу подходить. По традиции каждый обвинит каждого.

И это будет началом новой истории. Но стол никто не вынесет.

Вместе с автором над фактологической достоверностью и ясностью текста работали десятки участников предвыборной кампании, которым самим уже смешно. Над камуфляжем источников трудились телеграм-каналы – и бессмысленные, и удачные.

 

Юлия Гильмшина,
47news