Застройщиков, обманувших клиентов, воспитывают изоляцией. Отпустили Астафьева из "ЛенСпецСтроя", пообещавшего "достроить и забыть, как страшный сон". Владельцу Normann Смирнову показали, как выглядит камера.

Девелоперы, оставившие без жилья дольщиков Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сменяют друг друга в изоляторах. В среду, 30 января, по уголовному делу о мошенничестве задержан директор и владелец компании Normann Владимир Смирнов. Только в Ленобласти было куплено, но не достроено его структурами 3 200 квартир, за что люди отдали 6 млрд рублей. В тот же день владелец и директор ООО "ЛенСпецСтрой" Дмитрий Астафьев получил вольную после почти полугода пребывания в "Новых Крестах". Из 2 495 квартир в его ЖК "Ленинградская перспектива" продано 1 126 на 2,5 млрд рублей.

Перспектива Владимира Смирнова решится к утру 1 февраля. Практика говорит, что следствие должно выйти в суд с ходатайством о мере пресечения. Как говорится, по идее, должны попросить арест - или домашний арест. Бывает и залог. Но, по информации 47news, Смирнова даже не ограничат подпиской о невыезде. С него возьмут обязательство о явке. То есть это, вообще, не мера. Но в данном случае такое вегетарианское отношение к подозреваемому родилось под политическим соусом.

По большому счету, еще в начале декабря губернатор Александр Дрозденко отразил инициативу в интервью радиостанции Business FM: 

- Не в обиду представителям прокуратуры, но форма наказания должна быть другой. Я бы надел браслеты на ноги господину Астафьеву, посадил бы в офис и сказал: "Астафьев, у тебя две дороги: достраиваешь – идёшь домой, не достраиваешь – едешь в Сибирь". А что мы получаем на практике? Астафьева увезли в СИЗО, весь менеджмент разбежался, первичных документов не найти, и стройка встала вообще. И как теперь быть - не знает никто. Кто от этого выиграл? Никто.

Сегодня это мнение касается уже двух фигурантов – Астафьева и Смирнова. То есть это государственная позиция, связанная с решением проблемы дольщиков. В данном случае 47news раскрывает технику выхода на свободу при понимании разных ветвей власти, что по-другому дольщиков, а значит, и социальную напряженность, не вылечить.   

Правовая схема обнаружила себя в опубликованном постановлении президиума Санкт-Петербургского городского суда по делу Астафьева от 30 января. Там как раз накануне отменили постановления Куйбышевского райсуда от 9 августа и 12 сентября, где ему избирали арест.

Так, выяснилось - и это, безусловно, заслуга въедливого адвоката - что два года назад Верховный суд России разъяснил меры пресечения по уголовным делам, связанным с ведением бизнеса. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ есть статья 108, устанавливающая запрет на заключение под стражу лиц, подозреваемых в том числе в преступлениях, совершённых в сфере предпринимательской деятельности. Иными словами, до того, как судья решит, надо ли изолировать подсудимого от общества на время следствия, ему необходимо выяснить, чем конкретно он занимался. И ни в коем случае не кошмарить.

С поправкой на Гражданский кодекс получается, что преступления следует считать совершенными в сфере предпринимательской деятельности, если они совершаются частником "в связи с осуществлением своей деятельности и управления принадлежащего им имущества". Или членами органов управления коммерческой организации, если они осуществляют свои полномочия.

Президиум Горсуда уточнил, что Дмитрий Астафьев обвиняется в том, что, будучи генеральным директором, "осуществил привлечение денежных средств граждан <...> после чего свои обязательства по договорам долевого строительства не выполнил, а совместно с иными лицами израсходовал 482 млн 362 тысячи рублей и 13 копеек на цели, не связанные со строительством".

Из этого следует, что Астафьева подозревают в совершении мошенничества именно предпринимательской направленности. У него есть постоянное место жительства, ранее не привлекался, от органов не скрывался. Потому отпускается на свободу.

Адвокат Тарас Боглюков уточнил 47news, что, раз никаких дополнительных мер не принималось, в принципе, его подопечный может ходить и даже летать, куда захочет. "Не волнуйтесь, не уедет он за границу", - заметил он, хотя автор текста и не сомневался. Правда, не раз заявлялось, что свояк (брат жены) и компаньон Астафьева Юрий Печенюк уехал в Германию, как только стало известно об уголовном преследовании партнёра.

Месяц назад предприниматель попал в так называемый "список бизнес-омбудсмена Титова", то есть в перечень незаконно преследуемых граждан. Сегодня же из пресс-службы омбудсмена по вопросам, связанным с нарушением прав предпринимателей при применении меры пресечения, Александра Хуруджи в редакцию 47news пришло письмо. В нём сообщалось, что уголовное преследование в отношении Астафьева разрушает репутацию компании "ЛенСпецСтрой", следовательно, срывает договорённости с банками о предоставлении кредитных линий по достройке домов. Более того - арест привёл к парализации её работы, срыву переговоров с частными инвесторами и это в перспективе может привести к банкротству. Последнее по вектору принципиально совпадает с публичными комментариями Александра Дрозденко.   

Другое дело, что, по словам защитника Тараса Боглюкова, сейчас рано говорить о какой-то конкретике по поводу будущего жилого комплекса. 

- Есть много инвесторов, готовых продолжить сотрудничество. Но следствие изъяло всю документацию по делу и неохотно её возвращает. Понятно, что с такими условиями мало можно кого привлечь. Я не большой специалист в стройке, но, по словам экономистов, на достройку требуется 3,5 млрд рублей. На проекте можно заработать, ведь в первой очереди продано 52% квартир, во второй — 16%. Долгов на объекте около 150 млн - то ничто, - сообщил он.

На вопрос, где Астафьев найдёт такую сумму, адвокат ответил: "Ему эти дома хочется достроить не меньше, чем дольщикам. И забыть, как страшный сон". Но отдельно акцентировал внимание на неких внешних силах, имеющих возможность встать на пути к реализации этой благой цели. На вопрос, что ему мешало сделать это ранее, защитник деликатно подметил, что раньше у Астафьева не было достаточной мотивации, а теперь есть.

- Никаких официальных и неофициальных условий по этому поводу нам не ставили, - заодно грамотно подчеркнул адвокат.

Не исключено, что хоть первый день февраля Астафьев и встретит в домашней постели, следствие, по мнению Боглюкова, всё же будет добиваться домашнего ареста. Адвокат при этом заранее и рентабельно считает, что бизнесмен вполне может провести его и по месту прописки. Зарегистрирован он там же, где когда-то был офис продаж "ЛенСпецСтроя" - на Невском,140.

Собеседники 47news в правительстве Ленобласти, между тем, не уверены, что процедура поиска денег пройдёт так быстро, как это представляет защита.

- Жена, зять и адвокат Астафьева приходили в ЛеноблАИЖК, спрашивали, даст ли правительство денег на достройку. Очень расстроились, когда узнали, что мы если и поможем, то только натурой -  то есть работой как таковой. Просили оставить хоть три тысячи квадратов - так сказать, на прокорм, - рассказали 47news.

Председатель Госстройнадзора Денис Горбунов, отвечая на вопрос 47news, считает ли он, что выход застройщика на свободу ускорит сдачу проблемного объекта, был по-военному краток: "Очень на это надеюсь".

 

Юлия Гильмшина,
47news