Под сомнением сроки запуска федеральных трасс "Скандинавия" и "Сортавала". После выхода на местность выяснилось - компании "ВАД" надо рыть в лесу. А на пути 7,5 миллиардов стоит вице-губернатор Малащенко.

Земельный вопрос вмешался в сроки строительства и реконструкции двух федеральных трасс, проходящих по территории Ленинградской области. По информации 47news, руководство ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог Северо-Запада" (Упрдор) вынуждено было искать помощи у губернатора Александра Дрозденко.

Речь о двух контрактах. Первый касается дороги М-10 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндией на участке от 65 до 100 километра. На подготовительный этап было выделено 689 млн рублей. Второй — дороги А-121 "Сортавала" от Санкт-Петербурга через Приозерск до Петрозаводска на участке от 131,2 до 153,85 километрах. На работы выделено 6,8 млрд рублей.

Deadline утвержден правительством России и, согласно адресной программе, упирается в ноябрь-декабрь 2019 года. Генеральным подрядчиком в обоих случаях выбрано АО "Высококачественные автомобильные дороги" (ВАД) - один из лидеров современной дорожной отрасли.

По информации 47news, глава региона был уведомлен Упрдором о возникновении "угрозы срыва сроков производства работ и неосвоения доведённых лимитов текущего периода". Хоть и.о. начальника Упрдора Виталий Голиков и пишет о своём ведомстве в третьем лице, но в качестве косвенного виновника указывает на себя же. Расписывает причину он так: "Заказчик не может предоставить подрядчику площадку для размещения объекта на землях лесного фонда".

Судя по фактам, изложенным в документе для служебного пользования, обеим магистралям не повезло, и они уложились прямо в кадастровую ошибку. Уже после того, как рабочие выгнали трактора и бульдозеры, стало понятно, что материалы лесоустройства, по которым готовилась проектная документация, не соответствуют сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости. В итоге земли лесного фонда наложились на земли других собственников.

Мы неоднократно рассказывали, что территория Ленобласти обладает чудесными свойствами перемещаться в пространстве, а подвинуть вбок лесной фонд у многих получается без забот, даже у самих чиновников. Приступить к возведению масштабного проекта и только посередине пути обнаружить, что наперерез ему идут физические и юридические лица, и вовсе признаётся нормой на уровне власти. Так было со всеми путепроводами - Выборгскими и Гатчинским, так будет с Муринской развязкой.

По состоянию на середину лета 2018 года Упрдор не смог передать земли лесного фонда в бессрочное пользование подрядчику - компании "ВАД". Для быстрого решения вопроса нужно было вмешательство территориального управления Росреестра. Там могли создать специальную комиссию и в оперативном порядке разобраться, как исключить сведения о двойном учёте из государственного кадастра.

Мы неоднократно информировали, что глава областного Росреестра Игорь Шеляков не спешит вмешиваться в земельные споры, предпочитая отправлять даже коллег-чиновников в суды. Так что вполне закономерно, что никакая комиссия за год так и не собралась. Без этого проект-гигант подступил к тупику, ведь без хоть какого-то решения комиссии Росреестра нельзя обратиться в суд.

По информации 47news, в "ВАД" подсчитали, что даже если бы не было препятствия в виде неповоротливого Росреестра, все процедурные согласования заняли бы от года до полутора. Потому решили пойти коротким путём — договариваться с официальными арендаторами. В реальности же речь идёт о заключении соглашения о сервитуте. Фактически это означает, что арендатор, признавая государственную важность проходящего через его надел пути, разрешает компании делать на его участке всё, что необходимо.

Такой вариант выгоден тем, что разница во времени между получением разрешения от арендатора до выхода на площадку составляет не более трёх месяцев. Для проведения рубки не нужно ни проводить кадастровый учёт земель лесного фонда, ни вносить изменения в договора аренды, ни добиваться получения распоряжения из правительства о предоставлении надела в безвозмездное пользование.

Тут тоже есть нюанс в получении разрешения на работы от комитета по природным ресурсам как арендодателя. В одном из случаев, когда речь касалась Приозерского деревообрабатывающего завода, ведомство легко пошло на контакт. Но на этом удача "ВАДа" закончилась, и в остальных случаях комитет прислал отказ.

"Отказывая, комитет придерживается позиции заключения договоров аренды лесными участками с целью пополнения федерального бюджета. Комитетом была дана рекомендация заключить договор аренды лесного участка сроком на 11 месяцев", - пожаловался начальник Упрдора Голиков губернатору Дрозденко, вероятно, имея в виду, что такой контракт не подразумевает достижения цели — вырубки леса.

Период, когда крупный бизнес уже отчаялся от мучений с комитетом, чётко укладывается в тот временной отрезок, когда им руководил Виктор Чикалюк. Ровно в тот момент, когда Александр Дрозденко получил соответствующее кричащее прошение от "ВАДа", Чикалюк одним днём ушёл с поста

Сейчас до экс-чиновника уже не дозвониться, но логика его запретов сводится к государственной экономии. Позиция заключалась в том, что в случае, когда лес отдают под сервитут, никто не платит за его пользование, в том числе, за рубку на нём древесины. В неактуальности этого тезиса и попытались убедить Александра Дрозденко девелоперы совместно с дорожниками.

"Учитывая социально-экономическую значимость данных объектов, в целях предотвращения сроков производства работ, а также во избежание нарушения бюджетного законодательства России просим вас поручить комитету по природным ресурсам выдать согласование арендаторам на заключение сервитута", - настаивал Голиков.

Выяснить развёрнутую позицию ведомства не удалось, поскольку пресс-служба Упрдора не отвечает по контактным номерам. В "ВАДе" и вовсе заявили, что не знают мобильного номера человека, отвечающего за общение с внешним миром, и предложили писать письма.

Как известно, 10 августа на смену Виктору Чикалюку пришёл Павел Немчинов, со слов которого выходит, что никакой проблемы уже нет. "Мы дали согласие на сервитут. Теперь компания должна подготовить проект освоения лесов и в его рамках может заняться вырубкой. После этого подрядчик даст уведомление в Росимущество, и древесина будет продана с торгов, так что свой доход федеральный бюджет получит", - прокомментировал он.

Также, по словам чиновника, площадь обсуждаемых участков небольшая - всего два-три гектара. "Если процедуры согласований притормозят ввод объектов в эксплуатацию, то не по нашей вине, мы останемся в рамках действующего законодательства", - добавил он.

683533-1024-5ba208eb47a8e.jpg Олег Малащенко
Фото: www.interpress.ru/Светлана Холявчук

Впрочем, его начальник, вице-губернатор по сельскому хозяйству Олег Малащенко, опроверг слова председателя комитета. "Ни одного сервитута в этом году мы не давали. Да, Чикалюк имел свою точку зрения на это, а Немчинов — другую. Мы обращались с письмом в прокуратуру, там ответили, что сервитут может быть обустроен только в исключительных случаях, и это не он. Кстати, нас проверяли и нарушений не нашли. Вопрос закрыт", - сказал он.

Со слов Малащенко выходит, что "ВАД" оставили на исходных позициях, то есть согласились заключить краткосрочный договор аренды на 11 месяцев.

- Договор аренды означает наличие порядка и контроля. А сервитут — это делай, что хочешь, никто не проверяет. Естественно, мы против сервитута. К тому же за аренду надо платить, а за сервитут нет, - заметил по этому поводу он.

- Могло быть так, что Павел Немчинов подписал сервитут, а вы об этом не знаете?

- Нет.

- Значит, никаких сервитутов?

- Никаких.

- И кому из вас двоих верить?

- Закону.

- И что говорит закон, кто прав?

- Я.

Этот "прав" и стоит 7,5 миллиардов рублей.

 

Юлия Гильмшина,
47news