В суде, где арестовывали двоих, порвали один паспорт. Экс-главе областного комстроя Жданову напомнили о петербургском этапе карьеры. В изолятор в Горелово отправился его друг детства Николаенко, которого от голода спасли лишь харчи оперативников.

Экс-председатель комитета по строительству Ленинградской области Виталий Жданов и экс-начальник юридического отдела городского комстроя в Куйбышевском районном суде Петербурга оказались после обысков  30 мая. Дело о крупном мошенничестве петербургское и не сказать что новое, но обезглавленным оказался именно строительный комитет 47 региона. Основной кандидат на вакантное место известен, но 47news не мог оставить старых знакомых.

Избрание меры пресечения Виталию Жданову и Евгению Николаенко прошло в ритме коллекции "весна — лето". Начали 31 мая, а завершили 1 июня. В вечер первого дня  тренд улавливался с трудом. Подозреваемый Николаенко во время конвоирования до зала закрывал лицо и не был охоч до реплик. Заседание вышло закрытым для журналистов, а Жданова и вовсе привели в здание суда на Караванную, 20 окольной тропой. Взгляд журналиста привлекла разве что следователь Оксана Павлова. На заседание она пришла с книжкой с обложкой серии "ЖЗЛ". Имя замечательного человека, интересного следствию, манило не меньше, чем итоговый результат перенесённого заседания.

photo_2018-05-31_18-27-59.jpg Валентин Илюшин, 47news

Зато когда около 10 часов утра 1 июня журналистов пригласили в зал №1, подозреваемый Жданов уже находился в клетке. Держал себя не так чтобы флегматично, но предельно выдержанно. В дела судебные вступил  одетым по-спортивному — в толстовке и жилете Moncler суммарной стоимостью под 100 тысяч рублей. На скамейке покоилась белая бейсболка Nike из коллекции Роджера Федерера — первой ракетки мира в мужском теннисе. На ногах кроссовки, тоже с галочкой.

Пока ждали судью Андрея Дондика, удалось посмотреть и на книжку следователя Павловой. Рядом с брошюрой Уголовного кодекса лежало жизнеописание графа Бенкендорфа - шефа жандармов и главного начальника III отделения императорской канцелярии Николая I. А представитель прокуратуры коротал время, листая миниатюрное издание. Как показалось, сатиры поэта Серебряного века Саши Чёрного. В целом диспозиция стала понятна. В заседании принимают участие люди уравновешенные и воспитанные.

Из слов судьи стало ясно, что Жданов оказался в суде из-за уголовного дела, что было возбуждено по "особо крупной" четвертой части мошеннической 159-й статьи УК еще 8 апреля 2016 года Следственным комитетом по Омской области. А петербургское следствие интересует период работы Жданова в комитете по строительству Санкт-Петербурга.

Жданов зашел в администрацию Санкт-Петербурга из бизнеса 32-летним. В ноябре 2012 года он стал первым замом 43-летнего Андрея Артеева, который только-только возглавил городской комитет по строительству. В свою очередь в Смольный Артеев пришел из строительной группы компаний "Единые решения", которую основал вместе со своим старшим братом Владимиром Артеевым. Так получилось, что за девять месяцев, что Андреев-младший председательствовал в комтсрое, "Единые решения" смогли получить портфель госконтрактов на строительство соцучреждений для детей. Но стройки забуксовали. Особенно тяжко пришлось школе искусств на Туристской улице. В итоге руководитель "Единых решений" Владимир Артеев был арестован в октябре 2017 года по уголовному делу по статье "мошенничество". Его компания не вернула в бюджет Петербурга 18 миллиардов рублей. А его брат Андрей, покинув Смольный, успел недолго поработать в Биробиджане вице-премьером правительства Еврейской автономной области, уйти в отставку и пуститься в бега.

По версии следствия, Жданов, Николаенко и Андрей Артеев содействовали тому, что в период с 28 декабря 2012 года по 9 января 2013-го на счет компании "СтройГрад" по договорам с ООО "СК "Единые решения" были перечислены бюджетные средства в размере 249 млн рублей. Как полагает следствие, договоры на самом деле не заключались, а работы выполнены не были. 

В ходе судебного заседания стало ясно, что показания против Жданова и Николаенко дал арестованный Владимир Артеев, а также свидетели - сотрудники комитета Аскеров и Мисюра. Со слов выходило, что Жданов и Николаенко закрывали глаза на подложные банковские гарантии от "Промсвязьбанка", которые предоставлял комитету подрядчик "СтройГрад" и получал авансы. То есть речь шла о том, чья подпись на счетах на выплату авансирования по банковским гарантиям.

Но адвокат Ольга Ростоми обратила внимание на фигуры свидетелей. Оказалось, что Мисюра — это специалист отдела правовой экспертизы банковских гарантий, а Аскеров и вовсе водитель.

- Я в комитете три месяца проработал. С ноября по февраль.  Я даже с Мисюрой познакомиться не успел, даже не знаю, как она выглядит, - это была единственная реплика, которую Жданов решил произнести самостоятельно, без вопроса судьи.

Впрочем, обвинение напомнило и еще об одном свидетеле - Татьяне Ященко. Её назвали "фактической тёщей" Жданова и заметили, что женщина владеет Audi Q7. Отметим, что из декларации о доходах областных чиновников за 2014 год выходит, что Виталий Жданов действительно развелся. Но 47news подозревает, что расставание было фиктивным.

Защита, естественно, была против ареста Жданова, убеждая судью Дондика, что экс-чиновник никуда не убежит. И сам Жданов был готов отдать свой загранпаспорт и в случае чего быть по первому требованию у следователя на Мойке, 86-88. Ведь он проживает недалеко, на улице Казанской. Там проходили обыски.

- Со своей стороны я ни разу не препятствовал следственным действиям, готов сотрудничать. На обыске у меня не изъяли загранпаспорт, хотя он лежал на столе. Можете забрать его у адвоката. Я живу на Казанской улице, в пяти минутах ходьбы от здания Следственного комитета. Проблем с доставкой меня быть не должно, - сообщил суду Жданов. А 47news отмечал, что при обысках Жданов вёл себя предельно корректно.

Судья Дондик также четко следовал буквы. Войдя в зал суда для оглашения меры пресечения, он обратил внимание на время. Часы показывали 11:44. Он напомнил, что задержан на двое суток Жданов был по бумагам 30 мая в 11:20. Выходило, что  приставам следовало выпустить Жданова из клетки и снять наручники. Такому неожиданному повороту Жданов был удивлен больше других. Он скромно вышел и подпёр прутья решётки с другой стороны. Но ему намекнули, что в ногах правды нет, и Жданов нашёл место рядом с адвокатом Ростоми. Но на свободе он пробыл всего десять минут.  Суд принял решение арестовать его на один месяц девять суток.

Из дома на Караванной Жданова повезли в Следственный изолятор № 6 в Горелово. Доставка и отправка экс-главы областного комстроя осуществлялась в режиме "не для фото, не для видео и вообще не для". Оперативники упорно не желали, чтобы проход Жданова в зал был задокументирован. Они водили его неведомыми тайными тропами, географию которых пытался распознать фоторепортёр 47news . Ему пришлось ругаться с приставами, играть зеваку с челобитной, а также совершать регулярные пробежки по маршруту третий этаж — въездные ворота.

В итоге опыт и урок любознательного краеведения взяли своё. Камера 47new поняла, что единственное место, где можно достать Жданова — это внутренний судебный дворик. А посмотреть на него можно лишь через окно уборной. Закрепившись на местности, наш фотоохотник встал на изготовку и стал ждать. И, чу! Во дворе показалась белая бейсболка. Но в этот момент дверь туалета стала предательски открываться. А скрипу петель подпел голос пристава: "Кто тут?" Зазвеневший в кармане мобильник звонком из редакции пропел: "Фиаско". Пристав проворно бросился к нашей камере. Когда рождался президентский фразеологизм про "мочить в сортире", наверное, имелось в виду что-то подобное. Оставалось только нажимать и нажимать конпку. А в итоге 47news задание выполнил.

Фото: Валентин Илюшин, 47news

В это время в суд вновь доставили подозреваемого Николаенко. Его 48 часов тоже истекли, и с него сняли наручники. В отличие от вчерашнего дня он не стал закрывать лицо руками, а наоборот искал прессу.

- Вы из СМИ, из какого издания? - обратился Николаенко к автору.

- 47news.

- Прекрасно, вы ведь будете на заседании, я готов выступить с важным заявлением, обязательно все запротоколируйте и передайте то, что я скажу, Юлии Гильмшиной!

- А почему именно Юлии? - признаться, я был уязвлён.

- Я читал все её статьи, я знаю, что она в теме.

- Все записи будут у Юлии Гильмшиной, - дал я слово поставившему меня на место подозреваемому ("Интересно, она в теме, а текст писать мне" - сообразил я).

В итоге на заседании Николаенко продемонстрировал свой заграничный паспорт. Он был возмущен тем, что этот документ у него не изъяли, а теперь говорят, что он может бежать из страны. За словом последовало дело. Николаенко стал вырывать из паспорта странички с визами зарубежных стран. Бордовая книжица в пару секунд была приведена в негодность. Судью Дондика эскапада не впечатлила, он лишь отметил, что порча паспорта является административным правонарушением.

Николаенко же начал описывать события 30 мая. Претензий у него набралось много. Выходило, что свидетелем его задержания был консьерж дома, а по бумагам выходит, что он просто прогуливался у здания Следкома на Мойке. В самом здании он решил, что его держат слишком долго и двинулся в сторону выхода. Но этот поход был недружелюбно прерван. После чего он оказался в Александровской больнице, и есть бумага о снятых побоях. Кроме этого он заявил, что следователь требует от него показаний против Жданова, которого охарактеризовал как фигуру, набирающую политический вес. Николаенко не понравилось, что о нём говорят, как об однокласснике Жданова. Он заявил, что решение о его назначении начальником юридического отдела петербургского комитета по строительству принимали вице-губернаторы Санкт-Петербурга, с  которыми у него были собеседования. А тот факт, что после его ухода с поста кресло пустовало еще полгода, говорит о его профессионализме. Кроме этого, под угрозой честь династии. Оказалось, что Николаенко - потомствнный юрист. Дед работал в военной прокуратуре, а сестра - действующий сотрудник природоохранной прокуратуры. А в СИЗО № 6 ему нельзя по состоянию здоровья.  Вдобавок выяснилось, что подозреваемый сутки ничего не ел. Его покормили только оперативники, к которым у него вообще никаких претензий нет.

Надо сказать, что судья обдумывал решение о мере Николаенко дольше, чем Жданову. Но в итоге было принято решение об аресте на те же один месяц девять дней.

- Главный злодей Артеев будет выпущен через неделю, я хочу, чтобы все это знали! -так воспринял это известие Николаенко.

Фото: Валентин Илюшин, 47news

У 47news нет никаких оснований не проследить за семидневкой Владимира Артеева.

Тем более, что, по данным автора, он сначала находился в тюрьме на Лебедева, потом его отправили в спецблок изолятора № 5 на Арсенальной улице, где, говорят, он и проникся откровенностью, после чего он до сих пор содержится в больнице УФСИН. Болеет, наверное.

 

Александр Калинин,
47news