Новый лоцманский катер "Крутояр" столкнулся под Высоцком с иностранным сухогрузом и затонул. Одного матроса уберег жилет и подоспевшие спасатели. А у "Росморпорта" нет ни единой версии.

По данным Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ), 28 ноября в 2:53 в районе порта Высоцк произошло столкновение лоцманского катера "Крутояр" с грузовым судном "RMS Goole". Катер с командой из трёх человек перевернулся. Визуальный контакт с ним был потерян. Свою роль сыграла ночь.

В 3:31 живым на борт "RMS Goole" был поднят 36-летний матрос Павел Жуков. Буксиром "Бизон" он был доставлен в Высоцк. А 41-летнего сменного помощника капитана Вадима Петухова и 25-летнего механика Леонида Мустаева оперативно найти не удалось. Все трое вроде Александровичи. Отметим, что непосредственно капитан "Крутояр" в ту ночь выйти в море не смог.

1.jpg

Спасатели привлекли к ликвидации последствий происшествия 113 человек, 26 единиц техники - половина от МЧС, а также авиацию. На месте работала следственная группа  транспортного Следкома. Рядом с дрейфующим в сторону острова Игривый "Крутояром" работали буксиры "Зубр" и "Аглая", плавкран "Богатырь-6", а также катер "Лоцман". В отличие от трагедии 4 января 2017 года, когда вблизи порта Усть-Луга затонул рыболовецкий бот "Monni", катер "Крутояр" не пошел ко дну, а перевернулся и держался на поверхности. 

А в девять утра стало известно, что по факту произошедшего СК на транспорте по Северо-Западу возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК - "нарушение правил транспортной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Пока известно, что катер доставлял на грузовое судно лоцмана.

фото пресс-службы СЗСУ на транспорте СК РФ

- Скорее всего, столкновение произошло уже после его высадки на борт сухогруза, во время отхода катера. По данным сервиса онлайн-навигации marinetraffic.com, катер маневрировал. Не верю, что суда не видели друг друга. Матрос, который помогал лоцману попасть на борт судна, обязан иметь нагрудной спасательный жилет. Видимо, эта вещь его и спасла. А двое, вероятно, находились внутри катера, - высказал свое предположение в разговоре с 47news капитан ледокола "Иван Крузенштерн" Александр Ефимов, который в зимнюю навигацию проводит караваны на Выборг, Высоцк и Большой порт Санкт-Петербург.

Лоцманскому катеру с ледовым усилением "Крутояр" всего полтора года. Судно - одно из двух проекта "02780", построенных на Онежском судостроительном заводе (ОСЗ) по заказу "Росморпорта". Спуск на воду "Крутояра" состоялся 27 апреля 2016 года в присутствии главы Республика Карелия Александра Худилайнена и гендиректора "Росморпорта" Андрея Тарасенко. Сегодня Худилайнен возглавляет совет директоров АО "Усть-Луга Ойл", а Тарасенко временно исполняет обязанности губернатора Приморского края. Церемония не обещала "Крутояру" сложной судьбы. Во всяком случае "крестная мама" судна - начальник отдела кадров ОСЗ Светлана Лысакова с первого раза разбила о борт бутылку шампанского.

А сухогруз "RMS Goole" вместимостью 2069 тонн хоть и принадлежит немецкой Rhein Maas & See-Schiffarts, но работает под флагом островного государства Антигуа и Барбуда. Что, отметим, норма в мире судоходства. По предварительным данным, "RMS Goole" шел из шведского порта Сёльвесборг в финский Йоэнсуу. Чтобы добраться до Йоэнсуу, надо пройти Сайменский канал, а значит без помощи российских лоцманов никак не обойтись. После столкновения с "Крутояром" "RMS Goole" прошел в Высоцк и встал на рейд Выборга.

На сервисе marinetraffic можно увидеть схему ночного движения "Крутояра". На ней видно, что катер отошел от причалов Высоцка, прошел вдоль Угольного терминала, миновал бухту Большая Пихтовая, направился к нефтекомплексу, а потом взял курс на остров Игривый. Скорость движения составляла 9,2 узла, это примерно 17 километров в час. Максимальная скорость "Крутояра" - 10 узлов.

2.jpg схема движения "Крутояра"

В пятом часу дня спасатели смогли поднять "Крутояр", перевернуть и поставить на воду. Но с дальнейшими работами решили повременить. Подъём со сливом воды запланирован на завтра, 29 ноября.

Внутри судна было обнаружено тело. Кто это - Леонид Мустаев или  Вадим Петухов, на момент подготовки публикации было не известно.

По предварительным данным, механику Леониду Мустаеву 25 лет, он уроженец Карелии. Учился в Беломорско-Онежском филиале петербургского "Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова". Получил специальность "Эксплуатация судовых энергетических установок". О 41-летнем сменном помощнике известен только его возраст.

Собеседники 47news в Северо-Западном бассейновом филиале ФГУП "Росморпорт" отметили, что на данный момент не могут озвучить даже предварительную версию произошедшего. Телефон пресс-секретаря ФГУП "Росморпорта" Натальи Жихаревой не отвечал. В пятом часу на сайте "Росморпорта" появилось сообщение о происшествии в Финском заливе, суть которого сводилась к тому, что представители центрального аппарата и Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" прибыли к месту аварии, а обстоятельства происшествия уточняются.