Ленобласть потеряла право на федеральный миллиард. А ведь на него можно было начать строить обход Мурино. На пути встал земельный вопрос строителей, среди которых семьи архитектора региона Домрачёва и депутата Госдумы Некрасова. Вице-губернатор Москвин готовится к экспроприации 113 га.

Ровно через неделю, 9 ноября, Законодательное собрание Ленинградской области по традиции полностью согласится с вице-губернатором по финансам Романом Марковым и примет в первом чтении бюджет на 2018 год.

На нулевом чтении, прошедшем на прошлой неделе, только парламентарий Сергей Караваев вслух спросил, отчего на амбициозный проект по строительству дороги в обход Мурино и Новодевяткино выделен всего один миллион рублей.

Ранее сообщалось, что обход, появление которого облегчит транспортные коллапсы территории, пройдёт в створе Гражданского проспекта, пока разрабатывается предпроектная документация. До того в рамках строительства развязки с КАД Петербурга с выходом в Западное Мурино открыли транспортный прокол. Накануне, 1 ноября, было заявлено о запуске работ, собственно, по самой развязке

Главный финансист Марков пообещал народному избраннику попозже объясниться по поводу цифры. А Караваев рассказал корреспонденту 47news, что уже написал заявление в профильную комиссию с просьбой вызвать на ближайшее заседание председателя комитета по дорожному хозяйству Юрия Запалатского.

Впрочем, как выяснилось, для ответа на вопрос не обязательно собирать совещания, а можно просто прочитать заключение Контрольно-счётной палаты (КСП). Мы уже писали, что его теперь возглавляет Марина Ляхова, ещё недавно подчинявшаяся Роману Маркову. 

Обновлённая КСП мгновенно развенчала миф о том, что Москва довольно скупо помогает деньгами на подобные проекты. Недавно как раз от Суворовского, 67 слышались недвусмысленные намёки на то, что, к примеру, муринскую развязку приходится финансировать за счёт региона.

16.JPG Марина Ляхова и Роман Марков

По данным счётной палаты, в 2017 году Министерство строительства РФ и правительство Ленобласти подписало соглашение на строительство обхода. Его сметная стоимость составляет порядка 18 миллиардов рублей. Из федерального бюджета было предусмотрено 1 миллиард 27 миллионов рублей, размер софинансирования региональной казны должен был составить 440,2 миллиона рублей.

В том же документе сказано, что стоимость первого этапа работ обозначена в размере 2,3 миллиарда рублей. Из них 775 миллионов рублей предназначено на выкуп земельных участков, через которые планируется прохождение дороги. Однако, отмечают в КСП, процедура изъятия занимает от одного года и более, а "до её завершения приступить к выполнению строительно-монтажных работ на объекте не представляется возможным".

- Соответственно, привлечение средств федерального бюджета на указанный объект до решения соответствующих вопросов с собственниками земельных участков было преждевременным и нецелесообразным, - делает вывод Марина Ляхова.

В результате в апреле 2017 года правительство Ленобласти и Минстрой заключили дополнительное соглашение, в соответствие с которым предоставление федеральной субсидии на этот объект не предусмотрено.

По информации 47news, речь идёт о 113 га земли, то есть средняя цена гектара — 6,9 миллиона рублей. Нам стал известен полный список владельцев участков. Из него выходит, что за исключением небольших кусочков, принадлежность которых к собственникам неизвестна, а также земли Северной ТЭЦ, всё остальное — это имущество строительных компаний.

Так, 20 га — это территория ООО "Запстрой". Мы уже писали, что управляет ею брат главного архитектора Ленобласти Евгения Домрачёва, Сергей, а владельцем является их 80-летняя мать (Мы не употребили термин "номинальный владелец", так как, например, Жорес Алферов получил Нобелевскую премию в 70 лет). До 2008 года будущий чиновник был акционером фирмы. Ещё 18,4 га — у ООО "Стройквартал" и "Форвард-капитал". Обе конторы идут парой в качестве единого землепользователя. Судя по данным "СПАРК", организации ассоциируются через нынешних и прошлых собственников с известным девелопером Андреем Березиным.

Помимо этих крупных объектов, выкупать придётся и по-мелочи. Так, у строительной фирмы "Линкор", принадлежащей супруге депутата Госдумы Александра Некрасова, Елене, на пути к транспортному будущему Мурино стоят 4,5 га. У известных застройщиков "Полис групп", "Леноблстрой", "ЛенСпецСтрой" - по 7,8 га, 3,3 га и 2,5 га соответственно, а также 8,1 га — у объектов, ассоциирующихся со строительной группой "Мавис". Ещё 28 га государство должно забрать у ЗАО "Племенной завод Ручьи". Это актив семьи экс-депутата ЗакСа Александра Трафимова.

4.JPG Роман Марков

У вице-губернатора по финансам Романа Маркова мы спросили, как в принципе могло получиться так, что Ленобласть сначала просила денег у Москвы, но тут же, столкнувшись с бюрократическими обстоятельствами, отказалась от них. Он, впрочем, ответил, что как таковых денег на счету регион не видел, была только потенциальная возможность их получить. Отбить удалось лишь малую часть. По данным комитета финансов, 136,9 миллиона рублей этих самых федеральных средств было переброшено на выкуп детского садика на 220 мест у компании "Полис групп" в Кудрово, рядом с жилыми комплексами "Берёзовая роща" и "Вернисаж".

- Могли дать миллиард, да. Но раз не было проектной документации по проекту обхода, не дали. Выбивать, видимо, будут в следующем году, этим занимается строительный блок, - добавил Роман Марков.

vjcrdby 3.JPG Юрий Запалатский, Михаил Москвин, Денис Седов

Председатель комитета по дорожному хозяйству Юрий Запалатский назвал ситуацию нормальной, ведь, по его словам, гораздо лучше, когда регион не берёт деньги, нежели забирает, но не исполняет обязательства.

У директора ГКУ "Ленавтодор" Дениса Седова, который формально и является главным ответственным за реализацию проекта, мы поинтересовались, почему нельзя было пойти по ускоренной схеме. К примеру, раз в списке лиц, из-за которых происходит торможение, сплошь, что называется, свои люди.

- Мы обязаны приобретать на общих условиях участки как у обычных людей, так и у остальных. Мы не можем поступиться интересами одного человека даже если от его позиции зависит благополучие многих других, - был краток он.

Самым любопытным в перечне компаний, имущественный вопрос которых отдаляет на неопределённый срок появление долгожданного обхода в Мурино, является, конечно, наличие фирмы "Запстрой". По большому счёту, председателю комитета по архитектуре и градостроительству Евгению Домрачёву должно быть важнее других облагородить будни жителей Всеволожского района. Впрочем, узнать его мнение не удалось, на звонок корреспондента 47news он не ответил.

Вице-губернатор по строительству Михаил Москвин по поводу многочисленных участков, на которые рискует натолкнуться муринский обход, высказался довольно прямолинейно. В его версии выходит, что денег на выкуп всё равно нет, их не выделял ни областной, ни федеральный бюджет. Потому максимум, на что готово областное правительство — принять все участки в дар.

О каких-то конкретных перспективах, когда начнут реализовывать проект, пока не говорят. В финансовом блоке уточнили, что пока не решён вопрос с федеральными деньгами, невозможно провести конкурсные процедуры по выбору подрядной организации. А федеральные деньги не выделят до тех пор, пока не урегулируют проблему с землёй.

Кстати, совсем недавно тема инфраструктуры в пригородных поселениях Ленобласти привела к шуму в социальных сетях. Граждане жаловались на то, что из-за чрезмерного количества построенного жилья здесь возможно жить, но не счастливо.