Экс-дорожного председателя Козьминых официально обвинили в провале. Чиновник  создал непрозрачные условия и перегнул везде, где мог. Теперь нет не только дорог, но и денег. Так видят ситуацию человек Дрозденко и его дорожный товарищ Запалатский.

Первое появление на публике нового председателя комитета по дорожному хозяйству Юрия Запалатского не предполагало откровений о будущем, зато сулило новости о прошлом. Во вторник, 14 февраля, чиновник, получивший должность только в конце октября прошлого года, стал главным действующим лицом на встрече губернатора с депутатами ЗакСа Ленобласти.

Доклад касался исполнения программ за годы, когда главным по дорогам был Михаил Козьминых, теперь отвечающий за областную экологию. На протяжении последних полутора лет шли разговоры о его отставке, подкреплённые информацией о хроническом недоосвоении многомиллиардных бюджетов на региональные дороги, а также позорных темпах расходования федеральных субсидий. Не смог Козьминых построить ни одного из четырёх путепроводов, из-за чего региональная казна заплатила штраф в 280 миллионов рублей

Судя по данным Запалатского, из 10 миллиардов, выделенных в 2015 году на развитие автомобильных дорог, было израсходовано только 78,9%, то есть 7,8 миллиарда рублей. Больше всего отремонтировали трасс в Выборгском районе — 64,8 км. В 2016 году на развитие дорог выделили уже 11,3 миллиарда рублей, освоение составило 9,5 миллиардов рублей, то есть 83%. Повезло тогда Сланцевскому району, где отмечался День Ленобласти и потому лучше всего с выбоинами и колдобинами справились на 22,4 км приграничной территории.

Из-за того, что пятая часть дорожного бюджета перманентно терялась по пути, Запалатский будет распоряжаться суммой, равной 8,8 миллиарда рублей. Те, кто помнит губернатора Валерия Сердюкова, знают, что ещё пять лет назад  за счастье считался размер дорожного фонда в 5,5 миллиардов рублей, а за 12 миллиардов обещали отремонтировать разом все дороги.

Сейчас же глава комитета несколько раз повторил, что "объём дорожного фонда ограничен".

- Мы используем ту базу, что построили наши предки. Она неповоротливая, затратная, - то ли хвалил, то ли ругал Запалатский предшественников, причём явно речь шла о временах после Второй мировой войны.   

Кстати, Александр Дрозденко предложил Юрию Запалатскому, с которым давно и близко знаком, сесть рядом, в президиум. Между делом председатель отвел  от себя возможные нападки, ведь, по его словам, выходит, что бороться ему придётся неимоверно отважно, более того — решать проблемы, за которые не брались до него. 

Накопившееся недофинансирование, заметил Запалатский, приводит к ускоренному износу покрытий. Не поленился, посчитал, что на более чем четверти региональных дорог ремонт не проводился свыше двадцати лет. Из-за этого, к примеру, более половины региональных дорог, 53%, не соответствует нормативам; асфальт есть только на 64% (6,3 тысячи километров) из них, на остальных магистралях лишь щебёнка или грунт. С проездами местного значения дела тоже обстоят не лучшим образом, 40%, а это 4,5 тысяч километров, не отвечают нормативным требованиям.  

Это при том, что есть постановление правительства от 2013 года, согласно которому ежегодно необходимо ремонтировать 1600 километров региональных дорог в год, а в рублях это выходит на 20 миллиардов. Хотя в 2015 году залатали 249,5 километров, год спустя — 118,5 , столько же запланировано и на следующий год.  

Цифры километража небольшие, но это только в сравнении, ведь, к примеру, в 2015 году в Волосовском, Киришском, Лодейнопольском и Приозерском районах не было отремонтировано ни кусочка региональной трассы, а в 2016 году ничего не досталось Ломоносовскому и Кингисеппскому, а в Приозерском починили только 800 метров.

Работу Козьминых по поводу путепроводов, правда, не называя фамилии, Запалатский назвал провалом. "На их месте везде находятся объекты недвижимости, суды из-за  этого непонятно когда закончатся, да и эпопея с федеральными деньгами", - мимоходом прокомментировал он.

Губернатор Дрозденко тоже обошёлся без имён, но в высказываниях был резче.

- При предыдущем председателе у нас были непрозрачные условия ремонта дорог, перегибы и не было системности. К примеру, при столь плачевном состоянии дорог огромные средства направлялись на безопасность дорожного движения, хотя на него не надо столько выделять, - отметил он.

Схему с непропорциональным распределением денег на районы было решено менять.

- Надо выделять деньги исходя из интенсивности движения дороги. Кашу заварил дорожный комитет, непонятно, как распределялись средства, - на что-то намекал он, вероятно, на то, что порой дороги тем лучше, чем ближе дом какого-нибудь чиновника.

- При Львове (экс-председатель комитета — ред.) мы делили деньги исходя не из того, как кто хотел и добежал до губернатора. А исходя из принципа постановки дорог на кадастр. Дальше началось... Кто и как добежал до губернатора. А губернатор тоже человек. Да, меня где-то поймали на обещании, где-то я приехал и неудобно было отказать. Такой принцип ведь неправильный, - заметил Дрозденко.

Юрий Запалатский быстренько согласился: "Это неправильно, конечно". 

Для выхода из кризиса и появления хоть какой-то системы глава региона решил, что теперь дорожный фонд надо распределять пропорционально потребностям: 45% - на содержание, 25% - на текущий ремонт, 15% - на реконструкцию, 5% - на безопасность. 

- Иначе мы не наведём порядка, - объяснил он.

Выслушав всё это, с речью выступил генерал-танкист Павел Лабутин. Обращаясь к Запалатскому, он с военным задором произнёс:

- Видно, что вы разбираетесь в вопросе. Но в определённый момент вы начали жаловаться. Жители ждут от вас геройского поступка. Надо калёным железом и бульдозером срывать все гнойники, иначе вы окажетесь в тупике. Всё.

- Вспоминается анекдот про три конверта. Оставляет старый начальник сменщику три конверта с советами. Первый гласит - "вали всё на другого". Второй - "кайся". Третий - "пиши три конверта". Запалатский сегодня открыл первый, - подвёл анонимный итог один из собеседников 47news, наблюдавший за сценой.

Юлия Гильмшина,
47news