На днях компания Nord Stream (оператор строительства Северо-Европейского газопровода в Германию через Балтийское море) запросила у МИД Эстонии разрешение на исследование морского дна в эстонской морской экономической зоне. Оно более ровное и менее каменистое, чем в финской экономической зоне, где первоначально предполагалось провести газопровод. Эстонцы пообещали ответить месяца через четыре – для них главное, чтобы с экологией все было в порядке. В то же время специалисты уверяют, что проблем не будет. Об этом они рассказали в Петербурге на конференции о проблемах промышленной безопасности, пообещав, что все будет сделано на высшем уровне.


Напомним, что Северо-Европейский газопровод (СЕГ) пройдет через Балтийское море из России (от бухты Портовая в районе города Выборг) в Германию (район города Грайфсвальд). Морской участок строится «Газпромом» (51% в проектной компании) совместно с германскими концернами BASF AG и E.ON AG (по 24,5%). Газопровод планируется проложить в пределах территориальных вод России, исключительной экономической зоны Финляндии, Швеции и Дании, а также территориальных вод Германии. Эти страны должны выдать разрешения на прокладку трубопровода, которую планируется начать в конце 2008 года. Сдача первой нитки мощностью 27,5 млрд кубометров в год намечена на июль 2010 года, а вывести обе нитки газопровода на проектную мощность в 55 млрд кубометров планируется в 2012 году. Учитывая особенности рельефа дна, Финляндия в ходе процедуры подготовки Оценки воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС) предложила Nord Stream провести исследования возможности отклонения маршрута в эстонские воды. Эстонцы будут думать. И, скорее всего, сорвут сроки подготовки доклада по ОВОС, который компания-оператор планировала представить пяти странам Балтии в конце лета.


"У Эстонии нет экономических интересов, связанных с СЕГ. Наши интересы связаны с влиянием газопровода на окружающую среду. Мы не хотим повышенных рисков, связанных с этим проектом. По существу, это все, что нас в нем интересует", - сказал премьер-министр страны Андрус Ансип во вторник в эфире государственного "Радио 4". По его мнению, государство должно получить от участников СЕГ "стопроцентную гарантию, что риски для окружающей среды будут минимальны или равны нулю".


Между тем вчера в Петербурге представители проектного института ОАО «Газпром» - ОАО «Гипроспецгаз» - рассказали, как обеспечивается безопасность при строительстве магистральных газопроводов, привели в пример СЕГ.


Для того чтобы проложить СЕГ, Неву будут «бурить», а на Балтике устроят разминирование. Работы по бурению начнутся скоро в районе Балтийской трубопроводной системы. В компании «Гипроспецгаз», которая руководит этим проектом, подчеркнули, что уже произведен широкомасштабный мониторинг экологического состояния местности. Кроме того, специалисты изучили все возможные техники прокладки тоннелей. Самым подходящим способом «сверления» было признано так называемое горизонтально-направленное бурение. С одного берега на другой мощная установка должна проделать сквозной ход. Стенки образовавшегося тоннеля сначала отполируют глинопесчаной смесью, чтобы труба легко туда «проскользнула», а затем зацементируют. Такой метод, по утверждению специалистов, никак не повлияет на состояние Невы.


Сама же труба тоже будет сделана по последнему слову техники. Снаружи газопровод, диаметром около 1400 мм, покроют слоем нержавеющей стали, а внутри защитят эпоксидным покрытием. Такая структура позволяет выдерживать самые неблагоприятные условия - высокое давление внутри и снаружи, повышенную кислотность среды и т.д. «Сухопутная» часть трубы составит ни много, ни мало 917 километров.


Специалисты признали, что с «морской» частью Северо-Европейского газопровода дело обстоит сложнее. Еще не решено, какое подразделение «Газпрома» займется подводными работами. Тем более, что у организации пока нет достаточного опыта такой деятельности. Проложенная по дну Черного моря «нитка» в Турцию была первой глубоководной линией российского газа. Новый же газовый рукав должен проходить по дну Балтики, где условия существенно отличаются от черноморских.


Хотя северное море мельче (всего около 200 метров, против 1200 метров южного), глубоководный «рельеф» значительно сложнее. Кроме того, на дне находится немало опасных объектов, которые при прокладке трубы придется старательно «обходить». «Донные» объекты меньшего значения будут тщательно обследовать и убирать с дороги. Найденные в акватории боеприпасы времен ВОВ будут поднимать со дна и обезвреживать. Помочь в этом нелегком деле газовому монополисту пообещал ВМФ.


На дно менее соленой, чем Черное море, Балтики положат более технологичную и экологичную трубу, ширина металлической стенки которой составит 38 мм. Ее завернут в три слоя защитной оболочки из «стрессоустойчивого» пластика и забетонируют. Все объекты строительства планируют оснастить системой комплексного обеспечения промышленной и экологической безопасности. Информация о технологических нарушениях или отклонениях от первоначального плана будет анализироваться в системе управления. Специалисты будут направлять на участки строительства свои коррективы и неполадки смогут быть устранены в кратчайшие сроки.


Если таких разъяснений европейцам будет достаточно и никакие политические вопросы не повлияют на согласование проекта, то его начнут реализовывать точно по плану, в начале 2008 года. Последний этап прокладки газопровода завершится через 2 года, в 2010 году.


Маша Могилевская