Строительство морских терминалов для импорта автомобилей входит в моду. Петербургский порт может обзавестись таким терминалом раньше, чем его областные конкуренты. Группа «Осло Марин» намерена уже в августе открыть здесь площадку для перевалки 5000 автомобилей в месяц. А успех терминалу обеспечит склад беспошлинного хранения машин, о создании которого оператору предстоит договориться с таможней.


Как пишут «Ведомости», в августе этого года компания собирается закончить строительство первой очереди автомобильного морского терминала «Онега» мощностью 5000 автомобилей в месяц в петербургском порту, в районе Турухтанной гавани. Общая стоимость проекта составляет около 950 млн руб., а первая очередь обойдется примерно в 300 млн руб. Полностью реализовать проект компания намерена в 2007 г., построив на территории терминала два шестиэтажных паркинга для хранения автомобилей. Около 8 га земли в порту компания приобрела у нескольких небольших стивидоров. Первую очередь проекта «Осло Марин» финансирует из собственных средств, а достраивать терминал будет на заемные, о чем сейчас ведет переговоры с несколькими банками, а кроме того, собирается выпустить осенью этого года облигации на 1 млрд руб. под строительство терминала. В администрации порта Санкт-Петербург подтвердили, что проект терминала согласован с ней. Кроме того, строительство «Онеги» подтвердили сотрудники сразу двух стивидоров, работающих на территории петербургского порта.


В настоящее время компания ведет переговоры с импортерами автомобилей и таможней. От того, разрешит ли она создать на территории терминала свободный склад, где автомобили могут храниться без уплаты пошлины, во многом зависит успех проекта.


По данным UFG, в 2005 г. в России было продано около 398 000 новых иномарок, а в этом году их количество вырастет до 497 000. Львиная доля импорта проходит через пропускные пункты, расположенные в Ленобласти. По данным агентства SeaNews, в прошлом году в Россию было ввезено около 566 000 новых и подержанных иномарок, из которых 75% импортировано через Брусничное, Выборг и Светогорск. В Россию новые автомобили попадают на автовозах со складов в финских портах. По данным финского минтранса, в 2005 г. три финских порта — Ханко, Котка и Турку перевалили около 340 000 автомобилей. Около двух третей из них предназначались для России.


Руководство «Осло Марин» рассчитывает, что сможет увести часть автомобилей из портов Финляндии. Однако директор департамента транспортных сервисов минтранса Финляндии Юхани Тервала считает, что терминал в Петербурге нисколько не повредит финскому портовому бизнесу. «Ежегодно поток растет примерно на 50%, и автомобилей хватит на всех», — уверяет Тервала. При этом он признает, что финские порты работают на пределе своих возможностей.


В этом году появилось сразу несколько проектов перевалки автомобилей на российском берегу Финского залива. Таможенный брокер «Российские транспортные линии» (РТЛ) собирается построить терминал в бухте Вистино. Гендиректор РТЛ Денис Щербаков говорит, что сейчас компания прорабатывает параметры терминала и ведет переговоры с правительством области о получении земли. О намерении построить терминал по перевалке автомобилей заявляла также и компания «Усть-Луга», развивающая одноименный порт.


В пресс-службе Балтийской таможни, которая курирует таможни в портах, сообщили, что пока ни один из инвесторов не обращался за разрешением на открытие свободного склада.


Группа компаний «Осло Марин» основана в 1997 г. В нее входит около 50 компаний, крупнейшие из которых – морское страховое агентство “СканМаринКонсалтинг”, страховое общество «Скандинавия» и одноименная лизинговая компания. Владельцы группы не раскрываются. Оборот в 2005 г., по собственной оценке, составляет около 2 млрд руб.