Спустя полтора года после помпезного открытия тепличного комплекса в Пикалёво на Суворовском,67 нервно совещаются. Огурцы со вложенными в них полутора сотнями миллионами оказались нелегалами. В замкнутом круге виднеется одиозный подрядчик Темур Псутури, от которого давно плачет Смольный.
Закрытое совещание в минувший четверг, 4 февраля, собрало за одним столом на Суворовском,67 половину тех, кто принимает ключевые решения в Ленинградской области. Губернатор Александр Дрозденко, зампред по экономике Дмитрий Ялов, зампред по строительству Михаил Москвин, зампред по ЖКХ Олег Коваль, зампред по АПК Сергей Яхнюк, депутат Бокситогорского района Николай Пустотин, председатель комитета по строительству Виталий Жданов и по ЖКХ Константин Полнов встретились в связи с официальным зовом главы администрации Пикалёво Дмитрия Николаева.
Последний поставил перед старшими по иерархии вопрос об окончании реализации комплексно-инвестиционного плана развития вверенного ему города.
План был одобрен в 2010 году, в рамках решения знаменитого заводского кризиса и был рассчитан на софинасирование объектов капитального строительства. 532,7 миллиона рублей выделялись из федерального бюджета, 57,4 — из областного. Предусматривалось создание 4 промышленных площадок, в том числе для тепличного комплекса.
К началу 2016 года заканчивался срок предоставления отчётности траты миллионов, выделенных из российской казны. И обнаружилась нестыковка: Александр Дрозденко открыл тепличный комплекс официально ещё полтора года назад, а документов на него нет до сих пор.
47news, опросив ряд причастных к процессу региональных чиновников, изучил детали.
В мае 2012 года, после проведения аукциона, администрация Пикалёво заключила договор с петербургской компанией ООО "Строй-Инвест" на строительство объектов инженерной инфраструктуры для инвестиционного объекта "Тепличный комбинат". Согласно технической документации, подрядчик должен был соорудить водопровод длиной 5,7 километра, очистные сооружения, линию электропередач на 35 кВ, подстанцию, газопровод 5,2 километра, дорогу длиной 694 метра. Срок — шесть месяцев. Проектные работы исполняла тихвинская фирма "Леноблпроект-Т". Стоимость работ — 159,7 миллиона рублей.
Всё шло по плану до того момента, как энергетики начали принимать объект. Выяснилось, что недоделок хватает. К примеру, высоту опор требовалось поменять, электрические провода переместить. Директор и владелец "Строй-Инвеста" Темур Псутури в переговорах с муниципальными и региональными чиновниками сопротивлялся, как мог, но с навалившимися на него трудностями справлялся.
На этом моменте нужно сделать обязательное лирическое отступление.
Темур Псутури — личность одиозная не только по пикалёвским, но и по петербургским меркам. Нет строительной организации или профильного ведомства в Северной столице, которые бы не знали о его существовании. В общении соответствует предельно южному темпераменту его имени-фамилии и часто начинает разговор со "слушай, давай всё решим, да?" Обычная ситуация, когда Псутури приезжает на объект, садится за руль самосвала, проезжает по грязи, ему звонят и просят пообщаться в прокуратуре, для чего он тут же пересаживается в Ленд Ровер.
Одна из его компаний, "Строй-Инвест", судя по данным государственного заказа, в 2011-2013 годах имела широкую сеть заказчиков и сумела на них заработать 3,4 миллиарда рублей. Причём, разных, среди них — и администрация Пикалёво, и Выборгского района Ленобласти, и петербургские дома ребёнка, и поликлиники, и больницы, и даже Мурманскавтодор.
Правда, в марте 2015 года "Строй-инвест" официально подал на банкротство, а вместо Темура Псутури генеральным директором стал Кирилл Москаленко. Это вряд ли кого-то из посвящённых в бизнес-жизнь города людей удивит, ведь в Северной столице уже как скверный анекдот воспринимают случаи с объектами, не завершёнными "Строй-Инвестом" и другими компаниями, аффилированными с Псутури. Так, Смольному пришлось объявлять новый конкурс на достройку Витебского проспекта, набережной реки Фонтанки, Кирочной улицы,о перекладке труб на Парашютной улице, в квартале № 17 на Гражданке у Северного проспекта и проспекта Науки и на улице Аккуратова.
Нет ничего удивительного в том, что оплошность вышла и в Ленинградской области. "Строй-Инвест" хоть и завершил практически все работы, но итоговые акты не оформил, впрочем, получив за сделанное 90% оплаты. Но энергетики снова представили свои претензии, без переделки некоторых технических деталей нельзя ставить точку в истории.
Фактически, власти региона не лукавят, когда заявляют о том, что пикалёвские огурцы давно и успешно растут. Более того, вся инфраструктура, и газ, и вода, и дорога существуют в реальности. Есть лишь юридический нюанс — по бумагам объект до сих пор не введён в эксплуатацию. Значит, теплица, по большому счёту, эксплуатируется нелегально, а формально отчитаться за потраченные на неё средства трудно.
По информации 47news, Дмитрий Ялов даже ездил по этому поводу в Москву и получил небольшую отсрочку.
О причинах, вставших на пути к идеальной областной исполнительности, муниципальные и региональные чиновники говорят неохотно. В основном, намекают на банальное разгильдяйство, которое позволило бросить объект на этапе перепроектирования. Тем более что примерно в это же время умер руководитель "Леноблпроект-Т" Владимир Рогожин, а, как утверждают чиновники, Темур Псутури перестал выходить на связь. Казённые средства часто имеют свойство оставаться бесхозными.
Сейчас же, для оформления всей необходимой документации, нужно обновить возведённые объекты, ведь ни одно ведомство не подпишется под документом, где дорога указана как новая, а на самом деле уже избита временем. На латание швов, труб, проводов, дорожных знаков и много чего нужны средства. При этом в правительстве, по одним данным, называется сумма переделки в 50 миллионов рублей, по другим — в 15-20.
Экс-глава администрации Пикалёво Сергей Вебер, перешедший на работу в Фонд капитального ремонта в январе 2014 года, в беседе с корреспондентом 47news заметил, что работа по пересогласованию не может стоить дороже 1,7 миллиона рублей, которые остались в бюджете города от федеральных средств. "Не знаю, как дела двигались после моего ухода, но при мне вот-вот виделось их полное завершение", - прокомментировал он.
Сменщик Вебера, Дмитрий Николаев, до прихода в сити-менеджеры бывший директором "БазэлЦемент-Пикалёво", не смог пролить свет журналисту 47news на ситуацию, лишь заметив, что не видит особого повода для беседы. Впрочем, он подтвердил, что комплекс официально не введён в эксплуатацию. "Это нормальная ситуация. Региональные власти контролируют реализацию проекта, потому и было организовано совещание", - считает он.
Дозвониться до Темура Псутури, на которого указывают власти, журналисту 47news удалось легко. По его версии, компания "Строй-Инвест" выполнила все необходимые работы даже раньше срока.
"Потом нам невозможно было оставаться, потому что проект, который был утвержден в Леноблэкспертизе, не приняли в "Ленэнерго". Сначала нам сказали установить одни столбики, а потом заявили, что другие столбики нужны. Переделать надо было весь объект, а на это — 45-50 миллионов рублей. Мы получили деньги за выполненные работы, подготовили всю документацию, всё было готово для ввода в эксплуатацию. А дальше уже не к нам", - показал в чужую сторону Псутури.
На этом, кажется, круг может замкнуться. Кстати, на правительственном совещании не раз возникала просьба: "Спасите огурцы", ведь, если документы так и не оформят, возникнет вопрос о целесообразности существования тепличного комплекса, где работают 120 человек, а годовой объём выращиваемой продукции – 6 200 тонн.
Юлия Гильмшина,
47news