Первым боевиком ИГИЛ* из Ленобласти стал курсант академии МЧС. Спортсмен и рубаха-парень из Лебяжьего отказался от будущего и сменил клюшку на Калашников. 47news выяснил, что окружавшим его близким и друзьям помешала толерантность.
В феврале 2016 года список потенциальных террористов пополнился уроженцем поселка Лебяжье Ломоносовского района Ленобласти. Оперативная сводка полиции выглядят сухо – Леонов, 1991 года рождения, проживал на территории Турции и Египта, примкнул к ИГИЛ*.
Корреспондент 47news выяснил, что речь идет о бывшем курсанте петербургского университета МЧС Дмитрии Леонове. Юноша обучался по специальности "пожарная безопасность", но дипломированным специалистом не стал.
Как рассказали 47news однокурсники Дмитрия, он никогда не производил впечатления набожного человека и тем более фанатика. Главным увлечением парня был спорт — он ходил в тренажерный зал и играл в хоккей. В молодежной команде петербургского университета МЧС "Невские львы" был заявлен на позицию вратаря. "Высокий — где-то 180 сантиметров, крепкий, спортивный, весил под 90 килограмм. Хороший вратарь - надежно стоял. В нем были лидерские качества", - описал Дмитрия один из сокурсников.
По его словам, при поступлении на первый курс Леонов носил крестик. Жили все в казарме, поэтому мелкие детали бросались в глаза. В конфликты не ввязывался, но за себя постоять умел. Как вспоминают товарищи, за словом в карман не лез. К концу первого полугодия у будущего инспектора по пожарной безопасности проснулся интерес к исламу. На его тумбочке появился Коран, который тот читал сперва в свободное время, а потом и на лекциях.
Товарищи по команде отмечают, что Леонов комфортно чувствовал себя в казарме и неохотно вспоминал о семье. Якобы, он упоминал, что у него есть отец, бабушка, дедушка и прабабушка. О матери ни слова. "Возможно, там было не все в порядке. Когда спрашивали про семью — менял тему", - вспоминает бывший одноклубник.
"Однажды Дима сказал, что принял исламскую веру. Но на нем это никак не отразилось. Он и до этого говорил, что ислам ему нравится. Внешне выглядел как всегда - в академии с бородой нельзя", - рассказал другой выпускник ведомственного университета.
Каких-либо опасений у окружающих это не вызывало. "У нас кто с Библией ходил, кто с Кораном. Ребята из разных регионов, нормально все к этому относились. Но Дима не общался особо с курсантами с юга, он даже когда в отпуск куда-то на Кавказ поехал, то никому не сказал", - вспомнил один из его сослуживцев.
По информации 47news, из отпуска Дмитрий Леонов в университет уже не вернулся. Он дистанционно связывался с родственниками и близкими знакомыми. Говорил, что поселился в Турции и никогда не вернется в Россию.
Собеседники нашего издания в правоохранительных органах отметили, что предполагаемый путь бывшего курсанта в ИГИЛ* отличается от десятков других боевиков. Предположительно, какое-то время он жил на Северном Кавказе, откуда в 2012 году перебрался в Египет. "Там неофиты получают дополнительные знания и подвергаются психологической обработке, чтобы позднее у них было меньше поводов для конфликтов с другими бандитами", - пояснили силовики.
По их словам, Дмитрий, вероятно, не планировал участвовать в боевых действиях. Но его неудовлетворенности жизнью оказалось достаточно, чтобы оторваться от привычных связей и перебраться в среду радикальных исламистов.
Если верить правоохранителям, обучение в религиозной школе является своего рода карантином. С одной стороны, за время обучения человека проверяют на предмет связи с спецслужбами, с другой - вкладывают в него силы и средства, что говорит о потенциале, который в парне разглядели боевики.
"Оказавшись среди боевиков, у тебя нет шансов не замарать руки. Пролитая кровь для них — единственная гарантия того, что тебе можно верить", - разъясняли корреспонденту 47news в долгой беседе.
Каких-либо рычагов для того, чтобы не выпустить Леонова из России у правоохранителей не было. Тогда большинство россиян даже не догадывались о том, что такое ИГИЛ*. "У нас и сейчас нет возможности не выпустить потенциального боевика из страны, в том случае если он не идиот и не будет кричать на каждом углу, что намерен вступить в ряды международной террористической группировки", - объясняют правоохранители.
"Даже если имеется оперативная информация о стремлении человека примкнуть к террористам — это не является основанием для того, чтобы ограничить его свободу. Чтобы стать эффективнее, нам необходимо больше полномочий", - вздыхают силовики.
По мнению собеседника 47news, парень мог и не подозревать, что в итоге окажется среди боевиков. "Как только человек принимает ислам, он, зачастую, стремится максимально рьяно соблюдать все каноны. Тогда вербовщики призывают его совершить хиджру — переехать в исламскую страну, чтобы быть среди братьев, учиться и т.п. Как только ты пересек границу — обратный путь заказан. Они знают как залезть в голову", - разъясняют эксперты.
В том, что бывшего курсанта взяли на карандаш, нет ничего удивительного, считают в Следственном комитете. По их словам, уголовная ответственность Леонову будет грозить лишь в том случае, если найдутся неопровержимые доказательства его участия в работе запрещенной организации. "Нужны фото или видео материалы, показания людей, которые были там и видели все своими глазами", - разъяснили в следствии, где за прошедший год уже, минимум, шесть раз сталкивались с подобными материалами.
*"Исламское государство Ирака и Леванта" — террористическая организация, запрещенная в ряде стран, в том числе и в России.
Тимур Зайнуллин,
47news.ru