Настоятель Дацана Буда Бадмаев принял вице-губернатора по внутренней политике Ленобласти Сергея Перминова за человека, не согласного с отречением Николая Второго. И в общем-то не ошибся. С удивлением журналист 47news узнал, что и жрецы буддизма поддерживают вертикаль.

У забора смольнинского сквера, что рядом с Домом правительства Ленобласти, уложены фотографии Дэвида Боуи, рядом же — цветы и свечи. Со смерти британского рок-певца прошло две недели, но поток поклонников не ослабевает. Вице-губернатор по внутренней политике Сергей Перминов обращает внимание журналиста 47news на это из окна машины.

- А, что, где? Боуи приехал? - не выразил знания мировых новостей журналист 47news.

- Приехал. Только нам туда ещё рано, - скептически повернул голову Перминов.

Диалог как нельзя более вписывался в цель поездки, ведь служебный Volkswagen с номером "001" направлялся в Санкт-Петербургский Дацан — буддистский храм, отметивший в прошлом году столетний юбилей. Внутренняя политика включает в себя и работу с религиозными организациями.

Сам Дацан внешне поражает убранством и считается одним из красивейших с архитектурной точки зрения храмов Европы. Непросвещённому посетителю здание напомнит те, что часто показывают в китайских фильмах — с разноцветными узорами и позолочёнными фигурами мифических львов у лестницы.

Мало для кого является секретом приверженность Сергея Перминова к православию, особенно если учесть наличие в его кабинете иконы. Есть и портрет Владимира Путина, конечно, но благостный, где лидер собирает ромашки. Возможно, потому к знакомству с буддизмом он отнёсся со сдержанной вежливостью. Без его внимания остались красные барабаны, развешенные по периметру двора Дацана. Считается, что, прокручивая каждый из них, человек автоматически прочитывает определённую молитву и может загадать желание.

Молиться чужому богу Перминов категорически отказался, не подошёл к барабанам, даже когда журналист 47news предложил ему просто попозировать за этим занятием.

Девятнадцатый год подряд Дацан возглавляет Буда Бадмаев. В прошлом изучал физику и окончил Ленинградский индустриально-педагогический техникум. Полтора десятка лет как получил степень доктора буддийской философии, обладает статусом ламы-врачевателя. Ответственного за областную религию настоятель встретил с воодушевлённой улыбкой, такой обычно встречают бабушки своих внуков.

dazan.spb.ru-dugan-09.jpg

- Реставрацию делали недавно, дверь тяжёлая и тугая. А на полы не обращайте внимания, внутри никакого ремонта не было, - тоже по-домашнему попросил Бадмаев, придерживая увесистую железную дверь. В подтверждение этих слов в холле висит табличка "вход в бахилах", а в некоторых местах полы, действительно, отходят.

IMG_1298.JPG

Пока настоятель кратко пересказывал историю Дацана, стоя в алтарном зале, Перминов молчал, замерев на одном месте. Прямо по курсу, в десяти метрах перед ним, на возвышении, установлена трёхметровая статуя основателя буддизма, Будды Шакьямуни.

Судя по небольшому рассказу Буды Бадмаева, буддизм в Санкт-Петербурге лучше всего в истории себя чувствовал при царизме. Давал добро на развитие этой религии и император Пётр Первый, и императрица Елизавета. При поддержке Николая Второго, собственно, был построен Дацан, потому в этих стенах о нём принято говорить с нескрываемым почтением, а об отречении Романовых от трона — с явной горечью. Тем более что коммунистический период в жизни страны отразился и на храме, с 20-х по 90-е годы прошлого года там успели разместиться и физкультурная база, и военная радиостанция, и зоологическая лаборатория, и тир. От лаборатории посреди зала остался след в виде вваренной железяки.

Сергей Перминов периодически кивал, улыбался, а затем вслушивался в разговор вновь, возвращая на лицо целеустремлённое выражение. Глаза чуть загорелись у него только на моменте, когда речь зашла о необходимости и неотвратимости единой власти. Прихожане, приоткрывавшие дверь и упиравшиеся в небольшую процессию, заглядывали в лица с любопытством, но пробегали вглубь, по делам, ради которых пришли.

Дальше разговор происходил за закрытыми дверями, на кухне, за столом с буузами, где состоялась сорокаминутная философская беседа. Здесь Сергей Перминов выяснил, что петербургским буддистам от областных властей практически ничего не нужно. Им, в принципе, ни от кого ничего не нужно, таковы уж основные принципы этой религии.

Судя по тому, что Сергей Перминов не спорил, он согласен с ламой в том, что самая большая ошибка российского народа — позволить Николаю Второму отказаться от царствования и начать строить новый мир, идеальными отношениями между людьми можно назвать те, где присутствует жертвенность, а воздействовать нужно на поколение 90-х, которое активно начало вставать на ноги, но у которых тяжело с нравственными ориентирами. Наиболее же сильной государственной конструкцией, способной пережить любой кризис, является та, которая имеет религиозное начало.

"Должна быть система подчинения, иерархии. Допустим, собрались десять человек и сказали, давайте что-то делать, и должны ведь договориться, кто будет старшим. Если этого не будет, то как?" - примерно по этому же поводу вторил лама.

В соответствии с учением, есть три человеческих клише: злость, страсть, неведение. Основным является неведение, из которого исходит всё остальное, а для понимания человека нужно не обижаться на него, а узнавать получше.

"Полюбить всех может только внутренне спокойный и чистый человек", - весьма спокойно заметил на этом месте Перминов. Ему, надо сказать, всё ещё удавалось сохранять внимательное выражение лица.

Между делом выяснилось, что буддисты изрядно сочувствуют руководству Ленобласти и, по большому счёту, оправдывают наличие служебных автомобилей у муниципальных чиновников.

- Вот взять два региона, Санкт-Петербург и Ленобласть. Представьте, себе как легко можно управлять городом. Здесь все компактно, отстроено, есть линии коммуникации. А представляю, как Лужской областью командовать. Это надо то туда ехать, то сюда. Прямо как в Бурятии. Когда лам спрашивают, почему у вас у всех машины, они отвечают: ну-ка сядь, проедь, когда тебе здесь обряд на новоселье совершить, там - похоронный обряд, и всё это за один день, но на расстоянии в сотни километров.

- Это менталитет. Но это первое. Что ещё? Очень интересно, - поинтересовался Перминов.

- А с этим и время связано. Если взять с позиции философской, время пусто. Мы не находим настоящее, а как только говорим "опа, поймали время", оно остаётся в прошлом. Потому нет прошлого, и будущего, есть только данное время.

В Ленобласти приверженцев буддизма не много, если не сказать мало. Есть от 10 до 40 сторонников в Гатчинском, Лужском, Кингисеппском, Волосовском, Тосненском районах. Они периодически приезжают в Дацан. Но может так случиться, что те, кто не доедет до Петербурга с целью познакомиться с официальным учением, уйдут в секты.

"Мы заинтересованы, чтобы люди шли к нам и чтобы по Ленобласти наши храмы были равномерно распределены. Мы всё делаем для развития учения в Санкт-Петербурге, так почему в Ленобласти не сделать то же самое? Тем более что Петербург — это мегаполис, а Ленобласть — это вся Россия", - пояснил Бадмаев.

Пока речь идёт об одном месте, которое может стать центром притяжения буддистов в Ленобласти. В деревне Лютка Ям-Тесовского сельского поселения Лужского района есть усадьба востоковеда Федора Щербатского, который был одним из инициаторов строительства Дацана в Петербурге и был одним из основателей русской школы буддологии. Главный дом усадьбы цел, но в заброшенном состоянии и сейчас решается вопрос о передаче его в ведение Дацана.

Вице-губернатор пообещал оказывать содействие в этом вопросе. Тем более что, как признался он позже, осенью имел разговор на светском рауте с главой буддистов России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. Говорят, тот рассказал Перминову слишком много о нём.

Юлия Гильмшина,

47news